Факторы выбора профессии — это движущие силы, побудительные мотивы, влияющие на предрасположенность выпускника школы к выбору определенной профессиональной деятельности в будущем. Основные факторы представлены познавательным, профессиональным интересом к профессии, склонностями, способностями, темпераментом и характером.
Особенности выбора профессии
Один из существенных вопросов, возникающий в жизни каждого человека, представлен выбором профессии. В современных условиях он считается особо актуальным по причине изменений экономической среды и состояния рынка труда. Выпускники образовательных учреждений всё труднее ориентируются в пространстве мира профессий. Как правило, они стараются использовать советы и опыт своих родителей.
Психологи не устают напоминать, что выбор профессии является субъективным делом каждого человека. Он считается высшим проявлением независимости и ответственности будущей личности. Помимо этого, для современного мира профессий присуща достаточная переменчивость. По этой причине он должен выступать в качестве предмета постоянного изучения.
Именно благодаря профессии человек получает возможность реализовать собственные насущные потребности. Здесь на первый план выходит не знакомство со спецификой будущей сферы профессиональной деятельности, а детальное исследование и анализ требований, предъявляемых к персоналу, выявление соответствия индивидуальных особенностей личности к выбранной профессии. Все это дает возможность впоследствии обеспечивать эффективное преодоление возникших трудностей на профессиональном пути (например, прохождение адаптационного периода, работа с психологическими проблемами, процесс профессионального выгорания).
Субъективно обстоятельства выбора профессии при всём многообразии жизненных аспектов обладает некоторой совместной структурой. Это позволило выявить базовые факторы социальной среды, которые влияют на выбор профессии и проектирование профессионального будущего.
Ключевые факторы выбора профессии в современных условиях
При совершении выбора в профессии, любой человек начинает искать такую профессиональную деятельность, которая позволила бы ему использовать имеющиеся знания и навыки и дала возможность выразить собственные установки и убеждения.
Профессиональный интерес, как и наличие профессиональной стратегии студента, в большей степени зависят от первого опыта «погружения в профессию». При осуществлении профессионального выбора, студенты-первокурсники могут направлять все имеющиеся возможности на развитие интеллектуальных, образовательных и профессиональных ценностей.
Сегодня были актуализированы и приобрели большое значение для научного обобщения проблемы, которые относятся к исследованию воздействия разнообразных факторов на процесс профессионального самоопределения молодых людей.
Факторы представлены:
- Уровнем информированности о профессии;
- Наличием способностей и личностных качеств, необходимых для работы в конкретной профессиональной области;
- Престижем выбранной профессии;
- Учетом потребностей рынка и производства;
- Наличием навыков конструирования жизненных программ действий по достижению профессиональных целей.
Сегодня в науке рассматривается несколько основных факторов, которые влияют на процесс профессионального самоопределения и выбор профессии. Для них характерно наличие определенных интересов и склонностей; развитие способностей, которые требуются для интересующей профессиональной сферы; престиж выбранного вида деятельности (профессии).
В число важных факторов также можно включить следующие:
- Уровень информированности о профессии;
- Мнение родителей и близких родственников;
- Мнение одноклассников, товарищей, друзей;
- Потребности производства и рынка труда;
- Наличие навыка построения соответствующей программы действий в области выбора и достижения профессиональных целей.
Часто специалисты отмечают, что учащиеся выбирают будущую профессию, ориентируясь при этом только на свой любимый учебный предмет. Они не принимают во внимание другие важные факторы. Сегодня также нередко можно наблюдать тенденцию выбора профессии на основе тех предметов, которые легко сдать на ЕГЭ. Это стало огромной проблемой, которая приводит к серьезным последствиям и кризисам в дальнейшей жизни.
Существенным фактором выбора профессии часто становится желание родителей. Достаточно часто подростки не могут оценить свои возможности, поскольку толком не знают пространства мира профессий. Они в большей степени полагаются на советы взрослых, которые в свою очередь также недостаточно хорошо осведомлены в этом вопросе. Часто психологи наблюдают ситуации, когда мать или отец пытаются реализовать собственные несбывшиеся надежды за счет детей. Это ведет к нарушению процесса становления личности детей, часто делает их несчастными.
Важное значение в выборе профессии играет финансовая зависимость от родителей, поскольку для обучения определенной профессии необходимы средства. Эта ситуация способна сделать деньги скрытым или даже открытым средством манипулирования. На выборе профессии сказываются и внутренние конфликты человека, так как через нее он получает возможность реализовывать насущные потребности, неудовлетворенные с детства.
Например, выбрать профессию врача может тот выпускник, жизнь которого (или жизнь его близких людей) когда-то спасли доктора. Спасателем может также стать и тот, чьих родственников однажды было некому спасти и они погибли. Кроме этого, с точки зрения психоанализа профессии выступают в качестве средства сублимации. Они помогают переводить энергию либидо (сексуальное влечение) на другой объект, который становится более социально приемлемым.
Таким образом, выпускникам важно понимать свои способности. Это должно происходить не в отрыве от реальности, а путем познания своей профессии изнутри, с помощью ее проживания в специально смоделированных условиях. Именно это становится в современных условиях залогом успешного самоопределения.