Факторы эффективности деятельности группы — это половые, возрастные особенности, уровень профессиональной подготовки участников, размер и состав группы, а также групповые нормы, подсказывающие членам группы, какое поведение и результаты ожидают от них.
Понятие и особенности группы
Существование любой организации предполагает наличие групп, участники которых идентифицируют самих себя и собственные действия с группой в целом. Тем самым во внешнем взаимодействии они начинают выступать как бы от имени группы. Взаимодействие членов группы носит характер непосредственных контактов. Для этого используются личные разговоры, наблюдение поведения друг друга и др.
В группах, вместе с формальным распределением ролей, если оно принято, обязательно формируется и неформальное распределение ролей. Как правило, эти процессы группой признаются. Отдельные участники группы могут брать на себя роль генераторов идей, другие координируют усилия членов группы, третьи могут проявлять заботу о взаимоотношениях в группе. Часть участников следят за тем, чтобы в действиях и работе был порядок (например, выполнение работы в установленный срок, доведение дела до конца). Есть члены групп, выполняющие роль структуризаторов. Этот тип участников ставят перед группой цели, отслеживая впоследствии воздействие окружения на задачи, решаемые группой.
Различные роли группового поведения выполняются людьми в зависимости от их способностей и внутреннего призвания. По этой причине в хорошо функционирующих группах чаще всего создают все возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям. Это предполагает наличие определенной роли члена группы, органично присущей работнику.
Важная причина формирования групп представлена стремлением индивида к объединению с другими людьми. Благодаря группам человек формирует устойчивые формы взаимодействия с окружающими.
Группа дает человеку возможность:
- ощутить защиту;
- получить помощь в решении собственных задач и предостережения;
- более быстрого достижения вознаграждения (например, признание, похвала, материальное поощрение);
- обучения и использования опыта других людей, лучшего осознания собственных возможностей и потенциала;
- появления большей уверенности в себе и во внешних взаимодействиях;
- развития самосознания;
- проводить время в приятном окружении, исключения одиночества и состояния потерянности.
Факторы, влияющие на эффективность деятельности формальных и неформальных групп
В науке рассматривается два типа групп: формальные и неформальные. Оба типа имеют большое значение для любой организации, поскольку влияют на ее членов. Формальный тип групп, как правило, выделяется в качестве структурных подразделений компании, имеющих формально назначенного руководителя, соответствующую структуру ролей, должностей и позиций в рамках группы. Для него характерны формально закрепленные функции и задачи.
Формальные группы формируются с целью выполнения регулярной функции. Также они создаются для решения определенных целевых задач (например, комиссия по разработке нового проекта).
Создание неформальных групп происходит без распоряжения руководства и формальных постановлений. Их формируют члены организации в соответствии с их взаимной симпатией, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками. Эти группы есть в любой организации, но не представлены в схемах, которые отражают строение и структуру.
Неформальные группы чаще всего имеют собственные неписанные правила и формы поведения. Их участники хорошо знают, кто включен в эту группу, а кто нет. В них производится определенное распределение позиций и ролей. Часто такой тип групп имеет явного или неявно выраженного лидера. Во многих ситуациях неформальные объединения в организации оказывают на своих участников влияние, равное или даже больше, чем формальные группы.
На эффективность действия любой группы может влиять ряд факторов, в их числе:
- Половая принадлежность,
- Возраст участников,
- Степень профессиональной подготовки,
- Размер группы,
- Состав группы,
- Наличие групповых норм, которые подсказывают членам группы, какое поведение и результаты от них ожидают,
- Групповое единомыслие (например, подавление отдельной личностью собственных взглядов для того, чтобы исключить противоречия с другими членами группы),
- Сплоченность группы (тяготение участников друг к другу),
- Конфликтность и др.
Группа способна более или менее эффективно продвигаться к достижению своих целей в соответствии с влиянием базовых факторов. Они представлены размером, составом, групповыми нормами, сплоченностью, конфликтностью, статусом и функциональной ролью ее членов.
Теоретики из сферы управления посвящали большое количество времени определению идеального размера группы. Так, последователи школы административного управления полагали, что формальный тип группы должен отличаться сравнительно небольшим размером. Ральф К. Дэвис писал, что идеальная группа включает от 3 до 9 человек. Его мнение разделял К. Дэвис. Этот современный ученый много лет посвятил исследованию групп. Он полагал, что предпочтительное количество членов группы составляет пять участников. В целом исследования показали, что фактически на собрания в группу приходят 5-8 человек.
Считается, что по мере увеличения размера группы, коммуникация между ее членами усложняется. В этой ситуации более трудным становится достижение согласия по вопросам, которые связаны с работой группы и выполнением ее задач. Рост размера группы способен усилить тенденцию к неформальному ее разделению на подгруппы. Чаще всего это ведет к появлению целей, которые не согласуются между собой.
Еще один важный фактор, влияющий на эффективность группы, — это ее состав. Он представляет собой степень сходства личностей, их позиций, подходов, которые они проявляют в процессе решения проблем. Важная причина вынесения вопроса на решение группы представлена здесь применением соответствующих точек зрения для определения оптимального решения.