Групповая сплочённость — это понятие социальной психологии, означающее степень приверженности членов группы своей группе. Групповая сплочённость — это один из процессов групповой динамики.
Понятие и особенности групповой сплоченности
Групповую сплочённость представляет собой системное качество группы в виде единого механизма. Этот процесс выражается через степень приверженности её участников.
Признаки сплоченности группы:
- Работа группы в качестве единого целого (ее участники не могут мешать друг другу, осуществляя взаимодействие);
- Активное и эффективное участие членов группы в совместной деятельности;
- Направленность на достижение определенной общей для всех цели;
- Рациональность в использовании ресурсов;
- Открытость отношений, включая развитость взаимопомощи и обмен знаниями.
Первые исследования феномена «групповая сплоченность» начинаются в социальной психологии западных государств. Впервые Л. Фестингер характеризует групповую сплоченность в качестве результата влияния совокупности сил, которые действуют на участников для того, чтобы они остались в ее пределах.
Силы, удерживающие человека в группе, при данном подходе определялись в следующем составе: эмоциональная привязанность человека к группе; польза и значение группы для человека; удовлетворенность членством со стороны каждого участника.
Степень групповой сплоченности специалисты определяют через частоту и стабильность конкретных межличностных, в первую очередь, эмоциональных, контактов. По этой причине исследование групповой сплоченности и воздействие на нее непременно исполняется ч помощью исследования коммуникативного взаимодействия между участниками группы.
Исследования показали, что чем более благополучным будет положение человека в коллективе, тем с большим желанием он будет его посещать, активнее проявляя себя в общественной работе. Для таких участников группы присуще положительное отношение к коллективу и интерес к общественному. Так, дети, которые не смогли занять удовлетворяющее их положение в группе и не пользуются взаимностью, как правило, ищут общение с ровесниками вне своего класса. В классе же они будут чаще конфликтовать и вести себя недоброжелательно. Все это тормозит их нравственное развитие.
В целом коллектив благоприятно воздействует на развитие личности только тогда, когда человек находится в удовлетворяющем положении. В противном случае формирование личности в коллективе представляется весьма затрудненным.
Факторы сплоченности детского коллектива
Сплоченность детского коллектива очень влияет на обучение. Ее можно характеризовать ч помощью уровня единомыслия и взаимодействия ее участников. Говоря иначе, сплоченность в ходе обучения представляет собой обобщенный показатель духовной общности и единства. В группе, которая сформировалась из незнакомых людей, определенное время обязательно будет потрачено на достижение той степени сплоченности, который важен для решения групповых задач.
В состав основных факторов сплоченности группы, влияющих на обучение, входят:
- Похожесть основных ценностных ориентаций участников;
- Ясное понимание и определенность групповых целей;
- Демократизм в руководстве;
- Взаимная зависимость участников группы при осуществлении совместной деятельности;
- Относительно небольшой объём;
- Отсутствие микрогрупп, которые конфликтуют между собой;
- Наличие традиций группы и престиж.
Большое значение в формировании и развитии коллектива в процессе обучения играет классный руководитель. Его главная функция представлена развитием личности каждого, формированием причастности, чувства ответственности и коллективизма.
Уже в первом классе преподавателем формируются взаимоотношения между учениками с помощью учебной деятельности. На уроках он создает ситуации, когда хвалит одного за успех и обращает внимание всех на это. Также он может порицать другого ученика за совершение ошибок или невнимательность. В этих ситуациях любую оценку ученик воспринимает в качестве основной характеристики личностных качеств сверстника.
Сплоченность класса в ходе обучения связана со взаимоотношениями в коллективе и с отношением к личности учителя. Ее усиление происходит со второго по четвертый класс, поскольку сложное время знакомства ребенка со школой завершается. Более тесными в это время могут стать контакты с одноклассниками, при этом личность преподавателя становится несколько менее значительной.
Факторы групповой сплоченности в школе связаны с общественной и учебной деятельностью, которая способствует формированию коллектива, сплачивая его через общие цели и интересы. Непосредственное воздействие на совершенствование личности оказывает дружный коллектив, включая поддержку учителей. В следующие годы школьники уже более болезненно реагируют на замечания взрослых, которые сделаны при других.
Роль факторов сплоченности в обучении
Сплоченность в классах при обучении связана с получением определенного статуса в группе. Любой школьник будет бояться понизить его, стараясь исключить и исправить ошибки для того, чтобы занять достойное место среди товарищей. Со временем учащиеся более глубоко начинают осознавать соответствующие личностные качества.
В коллективе класса происходит подкрепление эмоциональных связей и взаимоотношений через нравственную оценку поведения. Сплоченность коллектива в этом случае определяется через педагогический стиль, который представляет собой основной фактор развития групповой сплоченности в школьном возрасте.
Стиль педагогического общения включает наличие индивидуально-типологических особенностей взаимодействия учителя и школьника. В его пределах находят выражение коммуникативные возможности классного руководителя, включая сложившийся характер отношений, творческую индивидуальность и особенности учеников и педагога.