Предмет этнической психологии, ее основные задачи
Этническая психология - это довольно молодая, но и в то же время самостоятельная отрасль психологии, которая возникла на стыке нескольких наук: психология, социология, культурология и этнография.
Предмет этнопсихологии состоит в изучении своеобразия проявлений и функционирования психики людей как представителей разных этнических общностей.
Этнопсихологи занимается изучением национально-психологических особенностей людей как представителей определенных наций, исследованием закономерностей их развития и формирования.
Национально-психологические особенности - это сущностные характеристики психики представителей любого этноса.
Основные задачи, которые стоят перед исследователями-этнопсихологами следующие:
- всестороннее изучение и осмысление данных о факторах формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этносов
- изучение специфики мотивационно-волевой сферы для выявления мотивационной структуры, которая влияет на поведение людей как представителей определенной этнической общности
- исследование национально дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательных способностей людей конкретной национальности
- выявление и анализ структуры и взаимосвязей национальных чувств, динамики их протекания, анализ специфики выражения эмоций людей как представителей определенного этноса
- изучение организации волевой структуры, динамики протекания волевых процессов, выявление особенностей волевых качеств
- изучение своеобразия коммуникативной сферы, выявление национально специфических форм взаимодействия и общения
- выявление отличительных психологических национальных черт
- выявление общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики
Главные проблемы этнопсихологии
Сам термин «этнопсихология» не является общепринятым в мировой науке, существует довольно много альтернативных названий для данной отрасли: психология народов, психологическая антропология, сравнительно-культурная психология.
Наличие разных эквивалентов для данной отрасли связано с тем, что этнопсихология является междисциплинарной отраслью. Этническая психология базируется на исследованиях, выполненных в социальной психологии, общей психологии, этнографии, философии.
В силу своего междисциплинарного происхождения в теоретическом и методологическом аппарате этнопсихологии существуют определенные сложности: в ее категориальный аппарат входят понятия, взятые из других дисциплин, а также из обыденной жизни, сущность которых не имеет четко выраженного смысла и не поддается научно-психологическому описанию.
Довольно долгое время общепризнанной категорией для этнопсихологии считалось понятие психологического склада нации: оно заимствовано из обыденной жизни и в силу этого имеет огромное количество трактовок и наполнений. Поэтому в этнопсихологии было предпринято большое число попыток найти эквивалентные понятие, доступные для эмпирического использования.
Однако именно в этом и проявляется проблематика: вместо того, чтобы с помощью конкретных исследований понять сущность этнопсихологических феноменов, построить их концепцию и структуру, этнопсихология заранее загоняет себя в рамки понятия “психологического склада нации”, содержание которого является крайне противоречивым и сбивающим.
Именно поэтому этнопсихология в изучении своих феноменов до сих пор испытывает влияние двух главных тенденций: включение в структуру элементов, представления о которых заимствованы заимствование из общей и социальной психологии (темперамент, характер, чувства, воля, сознание), а также изучение общих и специфических черт национальной психики
Поэтому в этнопсихологии выделяют два основных направления исследований:
- психологи занимаются изучением национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических сообществ (интеллектуальные и познавательные способности, эмоционально-волевые процессы, специфика групповых форм взаимодействия, национальные потребности, интересы, ценностные ориентации);
- социологи и этнографы занимаются изучением национального своеобразия культурных традиций и потребностей, паттернов поведения представителей конкретных этнических сообществ.
Этнический парадокс современности
Этнический парадокс современности - это явление, отмеченное в 20 веке социологами, суть которого состоит в доминировании двух прямо противоположных тенденций: с одной стороны, активная миграция, формирование межэтнических союзов, унификация культуры и развитие планетарного мышления, а с другой стороны - стремление сохранить свою этническую принадлежность и уникальность, всплеск национального самосознания и непримиримость к межэтническим союзам.
Как пишут исследователи, такой взрыв этничности напрямую связан с параллельной интенсификацией процессов глобализации. После окончания Второй мировой войны значительно больше расширилась трудовая миграция: в Германии и Великобритании, например, каждый 7 работник был мигрантом к 70-м годам.
В силу такого увеличившегося миграционного потока сильно стерлись культурные границы, произошло перемешивание культурных пространств. Психологически, на фоне таких процессов этническая группа естественным образом стремится сохранить свое этнокультурное своеобразие, уберечь себя от размывания.
Такой процесс вполне объясним: то, чем мы отличаемся от других людей, осознается гораздо раньше, чем то, в чем мы с ними схожи. Только через сравнение можно ярко и четко осознать то, что отличает нас от других.
Более того, в таких процессах довольно ярко проявляется механизм действие рождает противодействие: чем сильнее и интенсивнее происходят процессы смешения, тем сильнее индивиды отстаивают право на свою этническую уникальность. В социальной психологии такой процесс был назван реактивным сопротивлением.
Таким образом, интенсификация и увеличение в современном мире межэтнических контактов ведет к актуализации этнической идентичности. В мировой науке выделяются уже несколько концепций, объясняющих такой сильный рост этнической идентичности второй половины 20 века:
- реакция отставших в развитии и прогрессе народов на экономическую и технологическую развитость прогрессивных народов (как защитный механизм);
- мировая социальная конкуренция, которая увеличивает внутриэтническое взаимодействие;
- повышенное экономическое и политическое влияние больших социальных групп.
Кроме того, как фактор интенсификации этничности, исследователи выделяют ориентацию на стабильность: в современном мире с возрастанием риска экологической угрозы, перенасыщенностью информационной среды человек постоянно пребывает в ощущении нестабильности и тревоги. Обращение к устойчивым ценностям предков и формирование межпоколенных этнических общностей в данном контексте приобретает существенное значение.