Принципы психологического консультирования — это нормы, правила и этические стандарты работы, которых необходимо придерживаться консультанту.
Необходимость соблюдения этических принципов в психологическом консультировании
Консультанты, как и все иные профессионалы в своей области, обязаны нести этическую ответственность и этические обязательства перед своими клиентами. Кроме того, консультант несет ответственность и перед членами семьи клиента и перед той организацией, в которой он осуществляет свою профессиональную деятельность. Именно эта ответственность и обуславливает наличие характерных принципов психологического консультирования.
Этические принципы психолога консультанта содержатся в Кодексе профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики регламентирует профессиональную деятельность консультанта-психолога и психотерапевта.
Одной из особенностей применения Кодекса профессиональной этики является то, что психологу-консультанту в силу некоторых причин, иногда достаточно сложно следовать им в полном объеме. Основные из этих причин были раскрыты и описаны в 1990 году:
- Каждый контакт консультанта с клиентом уникален, каждая психологическая проблема индивидуальна. В этой связи, сложно применять стандартные правила и нормы, исходя из уникальности и индивидуальности каждой ситуации.
- Психологи-консультанты осуществляют свою профессиональную деятельность в различных учреждениях (клиники, центры, школы, частные службы и т.д.). Зачастую ориентация данных учреждений может не совпадать с этическими требованиями к психологу-консультанту. Такая ситуация ставит специалиста перед сложным выбором.
- В ходе профессиональной деятельности, консультант может попасть в разнообразные и противоречивые ситуации, обусловленные тем, что соблюдая одну из этических норм, ему приходится нарушать другую.
Таким образом, несмотря на всю значимость соблюдения этических принципов в психологическом консультировании, порой очень сложно избежать противоречий между ними. Большинство консультантов сталкиваются с данными проблемами, это обусловлено спецификой психологического консультирования.
Особенно сложно придерживаться этических принципов при работе с клиентами, которые имеют суицидальные намерения. Так, если консультант постарается помочь клиенту и обеспечит его безопасность, то в этом случае будет нарушена его автономия, право на свободу выбора и самоопределения. То есть, консультант, по сути, посягнет на его ценности и личное достоинство. Если же консультант будет следовать профессиональному кодексу и сохранит автономию клиента, то может возникнуть угроза его жизни и здоровью.
Именно такие противоречия вынуждают обновлять и совершенствовать этические кодексы. Так, американская ассоциация психологов, за последние 30-ть лет, трижды обновляла «Кодекс профессиональной этики практикующих психологов».
Основные этические принципы
Перед консультированием, психолог обязан предупредить клиента:
- Об основных целях психологического консультирования.
- О наличии у себя профессиональной квалификации, опыте работы.
- О стоимость консультирования.
- О приблизительной продолжительности консультирования.
- О целесообразности проводимого консультирования.
- О возможном временном ухудшении психологического состояния во время консультирования.
- О допустимых границах конфиденциальности.
Основные этические принципы психологического консультирования (автор Ю. Е. Алешина):
- Безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту – консультант должен уметь участливо и внимательно слушать каждого клиента, стремясь не просто выслушать, а понять суть его проблемы и приложив все свои профессиональные знания и умения – помочь ему. Помощь заключается в оказании психологической поддержке. При первой встречи с клиентом, консультант должен установить с ним доброжелательные взаимоотношения, показать всем своим видом, что его основной целью является оказание необходимой психологической помощи. Достигается это посредством применения различных психологических методов, методик и приемов, в зависимости от ситуации и настроя клиента.
- Ориентация психолога на ценности и нормы клиента, а не на общепризнанные социальные правила и нормы. Такой подход поможет клиенту быть максимально открытым и искренним. Консультант, понимая и принимая ценности клиента, выражая к ним уважительное отношение, показывает, что готов оказать ему необходимую психологическую помощь. Кроме того, консультант дает понять клиенту, что его ценности и нормы не будут оцениваться как препятствие для нормальной жизнедеятельности.
- Запрет давать какие-либо советы. Несмотря на весь имеющийся у консультанта жизненный и профессиональный опыт, он не имеет права давать клиенту советы. Это обусловлено тем, что жизнь каждого клиента индивидуальна и уникальна, невозможно с точностью сказать, как она будет развиваться в дальнейшем и какой непредсказуемый результат принесет данный клиенту совет. Дать клиенту совет – это значит принять на себя ответственность за его жизнь, в случае если он им воспользуется.
- Анонимность – никакая информация, которая сообщается клиентом психологу, не может быть передана третьим лицам (родственникам, друзьям, организациям и т.д.), без согласия самого клиента. Кроме того, эта информация не может быть использована против клиента. Перед началом консультирования, психолог обязан предупредить клиента о том, что если к нему попадет информация, которая в соответствии с законом РФ должна быть сообщена в соответствующие органы, то он будет вынужден сообщить им о ней.
- Разграничение личных и профессиональных отношении. При осуществлении психологом профессиональной деятельности каких-либо личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, необходимо стараться действовать в интересах клиента, как можно скорее прервав процесс психологической помощи.