Сущность психологического консультирования
Психологическое консультирование - это практическое направление современной психологии, основной задачей которого является оказание психологической помощи соматически и психически здоровым людям.
Психологическое консультирование выросло из психотерапии: впервые словосочетание «консультативная психология» прозвучало на конференции в США в 50-х годах прошлого века.
Дело в том, что до этого в основной массе своей преобладали психотерапия и клиническая психология, которые ориентированы на помощь людям, тяжело больным. Однако со временем стало ясно, что к психологии есть запрос также и на работу в области профессиональной и учебной деятельности, индивидуального развития личности. Таким образом, в психологии обрисовалась новая задача - не лечение психических расстройств, а их профилактика.
Основными особенностями психологического консультирования являются:
- ориентация на запросы психически и соматически здоровых людей,
- работа с спектром запросов преимущественно ситуационного характера (актуального времени), которые разрешили на уровне характера,
- диалогичный характер общения психотерапевта и клиента: большая выраженность субъект-субъектной ориентации,
- ориентация на здоровые и сохранные стороны личности клиента,
- ориентация на активность и самостоятельность клиента в работе,
- вариативность используемых методов и моделей в работе психолога-консультанта.
Основная цель психологического консультирования - это раскрытие внутренних ресурсов клиента, с помощью которых он способен разрешить актуальное для него противоречие или проблемну ситуацию.
Задачей психологического консультирования является формирование условий безопасности и принятия, которые способствуют самопознанию личности и поиску новых способов поведения, которые видоизменяют актуальную ситуацию.
Виды психологического консультирования
Б. Д. Карвасарский выделяет следующие виды психологического консультирования:
- проблемно-ориентированное: консультирование построено на выявлении причин и источников возникновения проблемной ситуации, а также формировании адекватного поведенческого ответа, улучшении навыков саморегуляции;
- личностно-ориентированное: работа нацелена на выявление и анализ внутренних (личностных причин) возникновения проблемной ситуации, механизм работы которых в ходе консультации изменяется;
- решение-ориентированное: работа строится на выявлении и активации собственных ресурсов человека, способствующих преодоления проблемной ситуации.
Кроме этого, психологическое консультирование также бывает: индивидуального и группового формата, однократно и многократным, по личному обращению и по вызову, с применением тестирования или без него, с применением методов психологической коррекции или без него, изолированные и комбинированные консультации с применением методов другой психологической помощи.
С точки зрения специфики решаемых вопросов консультирование может быть возрастно-психологическим, психолого-педагогическим, профессиональным, семейным и т. д.
Относительно теоретической основы, которой придерживается психолог-консультант, психологическое консультирование может строиться в русле основных терапевтических направлений: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая.
И касательно организационных моментов, консультирование может быть очным или удаленным (по телефону, письменно, через ответы на письма и т. д.).
Этапы психологического консультирования
Психологическое консультирование имеет свои пространственные и временные особенности организации, что выражается в специфике этапов психологического консультирования.
- Этап знакомства с клиентом - по времени данный этап занимает около 10 минут при средней продолжительности консультации в 60 минут. Основные задачи этого этапа - это проявление доброжелательного настроя. Психолог может встретить клиента в дверях, подбадривать его направляющими инструкциями ("Проходите, пожалуйста… присаживайтесь поудобнее"). Далее необходимо дать клиенту время собраться с мыслями, а затем начать непосредственно знакомство: уточнить комфортную форму обращения, представиться самому. Важной задачей также является полное предоставление информации о ходе и структуре консультационной работы, ее целях, задачах, формате, рисках, конфиденциальности, оплате, записях.
Этап распроса клиента и формирования консультативных гипотез - данный этап может заниматься около 30 минут. В ходе данного этапа психолог должен сформулировать гипотезу и проверить её. Для формирования гипотезы психолог применяется следующие методы: активное эмпатическое слушание, принятие идей и суждений клиента на этапе распроса, структурирование беседы (комментирование и резюмирование сказанного), осмысление сказанного клиентом с целью формирования консультативной гипотезы.
Замечание 2Консультативная гипотеза - это перевод запроса клиента на психологический язык, определение проблемной ситуации и трудностей, которые к ней привели.
Этап оказания воздействия - это этап, на котором происходит переход от проверки гипотез к коррекции установок клиента или коррекции его поведения. Таким образом, либо специалист работает по направлению модификации конфликтующих или неконструктивных убеждений, либо по модификации способов реагирования и поведения в проблемной ситуации. Для этого применяются те или иные методы работы: акцентирование противоречий в рассказе клиента, переформулирование, постановка клиента в рефлексивную позицию, конфронтация, пересказ, самораскрытие психолога.
- Этап завершения консультации - продолжительность около 10 минут. Основная задача - подведение итогов консультации, обсуждение дальнейшего взаимодействия, завершение контакта.