СДВГ — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Он представляет собой психическое расстройство поведения, которое начинается в детстве. Его симптомы - сложности с концентрацией внимания, излишняя активность и импульсивность.
Особенности СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности представляет собой расстройство нервной системы, которое связано с двумя основными проявлениями: нарушением концентрации внимания, неусидчивостью и избыточной подвижностью. Представленные проявления характеризуются некоторыми аспектами работы нервной системы. СДВГ — это врожденное состояние, которое не может быть следствием дефектов воспитания. Оно заключается в физиологической особенности мозга человека, которая должна подвергаться корректировке.
Кроме черт личности, синдром часто путают с другими неврологическими расстройствами (например, расстройством обучения, расстройством настроения, тревожным расстройством).
Расстройства обучения отличаются от синдрома дефицита внимания и гиперактивности тем, что в целом не дают возможность ребенку нормально обучаться. Например, они включают дислексию (расстройство чтения), дисграфию (расстройство письма) и др.
Для расстройства настроения присуща депрессия, мании и биполярное расстройство. Оно представлено появлением избыточно сильных эмоций, которые длятся гораздо дольше, чем в нормальном состоянии.
СДВГ также мешает детям учиться, но данные синдром обособили из-за конкретных проявлений, которые не характерны для других расстройств.
Принято рассматривать три формы СДВГ:
- СДВГ с преобладанием нарушения концентрации внимания;
- СДВГ с преобладающей гиперактивностью;
- Смешанная форма.
Особенности дошкольников, склонных к СДВГ
Дети с диагнозом СДВГ часто представляют проблему для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Они шумны и непоседливы, не способны долгое время концентрировать внимание на предмете, но то, что им интересно, они могут смотреть (делать) часами.
Школьники с гиперактивностью и нарушением внимания разговаривают с одноклассниками на уроках, могут провоцировать конфликтные ситуации. Они всегда куда-то спешат, хотят успеть сделать в одно время множество дел, при этом до конца ни одно из них не способны довести. В учебных заданиях таких учеников много ошибок и помарок, хотя интеллектуальные способности у них относительно хорошие.
Особенность детей с СДВГ заключается в нарушении внимания, что мешает их социальной адаптации и напрямую оказывает влияние на успеваемость, освоение новых знаний.
Внимание представляет собой направленность психической деятельности, позволяющая избирательно воспринимать какие-либо предметы, явления. Важными аспектами внимания считаются такие показатели, как концентрация, объем и распределение.
У детей с СДВГ нарушены в разной степени все компоненты внимания. При воздействии неблагоприятных факторов происходит нарушение процесса созревания систем головного мозга, который отвечает за память, мышление, речь, внимание и восприятие. В рамках эмоциональной сферы отстает развитие процесса торможения. По этой причине присутствует возбудимость с самого раннего детства.
Эмоциональные особенности детей со склонностью к СДВГ
Основные признаки СДВГ у ребенка включают то, что он не способен долго концентрироваться на конкретном занятии. Он может хвататься сразу за несколько дел, мешает окружающим, раздражает их своим поведением (например, бесцельное прыгание, бег и др.). Такой ребенок постоянно в школе или дома теряет вещи. Он забывает принести в школу тетради, учебники или школьные принадлежности. Ему часто нужно напоминать о необходимости записывать домашнее задание.
Ребенок со склонностью к СДВГ «не слышит» родителей и учителей, когда они к нему обращаются. Он часто допускает мелкие ошибки и помарки по причине своей невнимательности и торопливости.
По возможности школьник не будет делать задания или начнет избегать их. Особенно это связано с теми из них, которые предполагают длительную сосредоточенность и концентрацию. В классе за партой он постоянно крутится, качается, вертится. Некоторые дети могут даже в процессе урока встать и пройтись по классу.
Эмоциональные особенности детей, склонных к СДВГ, связаны с тем, что они с первых дней занятий в детском учреждении или школе заметно отстают в достижениях от своих одногодок. Для них характерны такие качества, как отсутствие собранности и организованности. Неусидчивость мешает их полноценному процессу обучения и развития. Такие дети воспитателями и учителями автоматически записываются в ряды хулиганов и двоечников.
Некоторые дошкольники со склонностью к СДВГ проявляют агрессию. В этом случае высокая активность заменяется на конфликтность и агрессивное поведение в отношениях с учителями, одноклассниками и родителями. Это происходит, как правило, на фоне плохой успеваемости и асоциальных наклонностей.
Возможными причинами невроза у дошкольника с СДВГ становятся:
- Слабое физическое здоровье;
- Расхождение уровня школьной программы с интеллектуальными возможностями дошкольника;
- Вовлечение детей в решение проблем семьи, когда они вынуждены выполнять несвойственные им роли;
- Закрепление в семье болезненных форм поведения (реагирования).
Для дошкольника, имеющего склонность к СДВГ, присуща связь изменения в поведении с тревожными или психотравмирующими ситуациями. Это ведет к проблемам с одноклассниками или близкими. Всплески чрезмерной активности, как правило, проявляются на публике. Наедине с родителями или учителем ребенок может вести себя тихо.
У ребенка появляются такие состояния, как тревога, страх, рассеянность, невнимательность. Возможен рост перечисленных явлений именно после контакта с кем-то конкретным из близких людей. В целом состояние может сохраняться от 1 до двух месяцев и более.