Опосредствование – это отношение одного объекта (понятия) к другому, которое мыслится или познается только через третье понятие (объект). Оно происходит таким образом, что опосредующее понятие (объект) выступает в качестве основания для соотношения базовых понятий (объектов).
Эмоциональное опосредствование и конфликт
Эмоциональное опосредствование способно характеризовать структуру некоторого процесса или деятельности. Это касается достижения соответствующих целей и результатов. В качестве предметного воплощения структуры опосредствования может выступать средство.
Рост напряженности в современном обществе и увеличение числа конфликтов во всех областях социального взаимодействия предопределил необходимость более конструктивного поведения людей при наступлении конфликтных ситуаций.
Конфликт, который рассматривается в качестве социально-психологического феномена, является закономерной и естественной функцией общественных отношений. Л. Козер полагал, что конфликты способны выполнять положительные функции. Как правило, они способствуют развитию общества в целом и отдельной личности, в частности.
Положения Козера нашли последующее развитие в трудах современных ученых. Они считали, что межличностный конфликт ведет не только к деструктивным, но и к конструктивным последствиям. В связи с этим были даны соответствующие рекомендации в области конструктивного поведения в межличностном конфликте.
Тем не менее, рекомендации чаще всего обладают слишком обобщенным характером. По этой причине их эффективность не всегда бывает высокой. Это будет верным и в отношении рекомендаций в сфере совладания с эмоциями участникам конфликтных ситуаций, которые представляют собой эмоциональные копинги. Их исследователи назвали одним из условий конструктивного разрешения конфликтов.
Стратегии совладания с конфликтными ситуациями
Психологи определяли эмоционально-ориентированные стратегии в качестве эмоциональных способов взаимодействия человека и сложных жизненных ситуаций. Они могут быть:
- Эффективные (с позиции результата);
- Оптимальные (с позиции внутренних затрат);
- Конструктивные (с позиции целесообразности).
Сегодня среди исследователей совладания с эмоциями в межличностном конфликте так и не принято единого мнения об эффективных способах. Те советы и рекомендации, которые были даны авторами, не только имеют общий вид, но и весьма противоречивы (например, «эмоции необходимо подавить», «овладейте гневом и запихайте его как злого джина в бутылку», «прикажите себе остановиться» и т. д.).
В связи с вышесказанным проблема исследования конкретных способов совладания с эмоциями (копинг-действия) в ситуациях межличностного конфликта представляет собой вопрос, связанный с личностными ресурсами.
Исследования показали, что использование сразу нескольких способов совладания в какой-либо сложной жизненной ситуации будет более эффективно, чем выбор лишь единственного способа реакции на нее. Представляется, что в качестве условия эффективного совладания с отрицательными эмоциями в конкретном случае межличностного конфликта будет выступать использование индивидом нескольких способов эмоционального совладания. Они называются копинг-действия.
Исследование совладания в ситуации конфликта
В ходе исследования эмоционального опосредствования совладания в конфликтных ситуациях необходимо проверить предположение о том, что эффективность совладания с эмоциональными состояниями в ситуации межличностного конфликта связана у испытуемых лиц с широтой репертуара стратегий эмоционального совладания. В частности, сюда необходимо включить предположение о том, что соответствующие стратегии эмоционального совладания представляют собой более эффективные способы эмоционального совладания.
В качестве методов исследования лучше всего использовать опросник «Проактивное совладающее поведение», разработанного Аспинваллой, Шварцером и Таубертом. Необходимо выявить испытуемых, которые обладают относительно развитым уровнем «проактивного преодоления». Оно представляет собой навык постановки целей, представляющих важность для личности, а также навык саморегуляции в области достижения целей.
Степень развитости проблемно-ориентированных копингов позволит испытуемым лицам выборки успешно справиться с профессиональными задачами и проблемами. При этом она не является достаточным условием для успешного решения таких трудных ситуаций в межличностном общении, как конфликты. Исследователи предполагают, что изучение эмоционально-ориентированных копингов, которые применяются в межличностных конфликтах, дает возможность определить условия эффективного совладания с отрицательными эмоциями.
При обработке результатов исследования необходимо оценить параметры разнообразия репертуара стратегий совладания. Здесь важно разделить испытуемых на тех, кто эффективно или неэффективно способен проявить совладание с эмоциональным состоянием. Статистически значимое различие в широте общего репертуара стратегий способно поддержать гипотезу о том, что эффективность связана, прежде всего, с широтой репертуара.
Различие в широте репертуара в соответствии с видами эмоционального совладания включает:
- Подавление эмоций, которое происходит с помощью сознательного отвлечения от определенного эмоционального состояния (без дальнейшего разрешения проблемы по типу «отвлечься и забыть»);
- Отреагирование эмоций, которое концентрируется на осознании эмоций и их разрядке в вербальной или физическом виде активности (например, плач, крик, вербализация эмоций, движения, снимающие напряжение и др.);
- Трансформация эмоций, при которой происходит изменение эмоционального состояния с помощью конструктивного переструктурирования эмоций;
- Когнитивная переоценка эмоциогенных факторов конфликта.
Исследование должно показать, что, как правило, эффективность совладания с негативными эмоциональными состояниями в ситуации межличностного конфликта по большей мере связана с широтой используемого репертуара эмоционально-ориентированных копинг-стратегий.