Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эмоционально-волевая сфера психики слепых (незрячих) людей

Особенности эмоциональной регуляции

Определение 1

Эмоции и чувства являются специфическим инструментом отражения окружающей деятельности, они составляют субъективную сторону отражения.

Не оставляет сомнений тот факт, что отражение окружающей действительности напрямую связано со зрительным анализатором, и соответственно нарушения зрительного анализатора существенным образом ограничивают объем чувственного познания человека.

Исследования развития эмоций и развития воли реализуются как относительно самостоятельные области психологической работы, однако в общей психологии данная сфера определяется именно в совокупности.

В тифлопсихологии имеются довольно разрозненные данные, касающиеся особенностей эмоционально-волевой сферы незрячих людей: одни авторы пишут, что незрячие люди гораздо менее эмоциональны, чем зрячие. Другие авторы отмечают, что слепые напротив гораздо более интенсивно и глубоко переживают эмоции и чувства.

Тем не менее, однозначно можно определить только одно – ряд потребностей органического типа удовлетворяется незрячими также успешно, как и зрячими (эмоциональное переживание зависит лишь от того, насколько эта потребность имеет значение для человека). Однако все, что касается потребностей, связанных с работой зрительного анализатора, без сомнение имеет свою специфику. Отсутствие зрения также влияет и на динамику потребностей, что непосредственно сказывается и на эмоциональном состоянии, связанном с удовлетворением и неудовлетворением этих потребностей.

У незрячих людей часто наблюдается отсутствие непосредственной эмоциональной реакции на визуальные объекты и явления или проявление отрицательных эмоций. В то же время, есть наблюдения о том, что ряд объектов, предметов и явлений, не вызывающих эмоций у зрячих людей, вызывает сильные эмоциональные реакции у незрячих людей.

Это может быть связано с тем, что незрячий человек испытывает сильное напряжение в среде зрячих людей: любые простые действия незрячего человека приковывает внимание зрячих людей и создает высокой эмоциональное напряжение.

«Эмоционально-волевая сфера психики слепых (незрячих) людей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Получается, что отношение зрячих людей к незрячим формирует у слепых негативное отношение к действительности.

Эмоциональная сфера незрячих

Чисто фактически, не может быть никаких различий в эмоциях и чувствах у зрячих и незрячих людей, однако специфика отражения действительности при нарушении зрительного анализатора проявляется именно в динамике развития чувств.

Чувства связаны с отражением действительности, однако наименее связанными с ним, являются моральные чувства, а в большей степени - интеллектуальные, и самая тесная связь наблюдается с эстетическими чувствами.

Поэтому сужение сенсорной сферы влияет на изменения отдельных видов чувств. Деформация моральных и интеллектуальных чувств: отсутствие чувства долга, товарищества, юмора, а также себялюбие, наблюдается также и у зрячих людей. Нарушение моральных чувств связано только с воспитанием, поскольку эти чувства имеют ярко выраженный социальный характер.

Интеллектуальные чувства также во многом имеют социальную природу формирования, значение имеет качество социальной среды, в частности, предоставление слепым возможности обучения в средней и старшей школе. Это тоже формирует развитие интеллектуальных чувств.

Однако слепота все-таки ограничивает познавательные возможности человека - происходит отставание на предметно-манипулятивном уровне, что не дает развиться наглядно-образному мышления, таким образом формируя общее отставание в интеллектуальных возможностях.

Наиболее сильно нарушается развитие эстетических чувств, однако в тифлопсихологии отмечается, что эстетику незрячие могут познать интегративно при помощи сохранных анализаторов.

Многие исследования в тифлопсихологии отмечают, что у незрячих людей происходит трансформация эмоциональных состояний – настроения, фрустрация, стрессы, аффекты.

Отмечается тенденция к апатичности, вялости и пассивности экспрессивного компонента эмоций: анемия лица в выражении эмоций, слабость и бедность жестикуляции пантомимики. Даже при реализации непосредственных и рефлекторных экспрессивных движений в ситуациях гнева или радости, эти движения отличаются высокой степенью ограниченности и пассивности.

Что касается самих эмоциональных состояний, у незрячих людей нередко отмечаются агрессивность, тревожность, социальные страхи. Дезорганизующими эмоциональными состояниями являются чувства отчужденности, ненужности и обиды.

Фрустрационные состояния скорее характерны для ситуаций, в которых незрячий человек не может справиться с удовлетворением какой-либо потребности. Длительные фрустрации могут приводит к целостным деривационным состояниям.

Аффективные состояния у незрячих людей имеют гипертрофированный характер по вегетативным признакам, что связано с боязнью пространства.

Замечание 1

В целом, можно отметить, что незрячие люди гораздо более часто оказываются в стрессовых ситуациях, чем зрячие (при реализации бытовых действиях, в ситуациях социального взаимодействия). Негативный опыт закрепляет отрицательные эмоции, связанные с социальными взаимодействиями, формируя порочный круг эмоционального напряжения.

Частые стрессогенные ситуации ведут к эмоциональному возбуждению, которое дезорганизует поведение человека в целом, и впоследствии эмоциональные реакции незрячего человека отличаются торможением, пассивностью, отказом от какой-либо деятельности.

Нередко обилие негативных эмоциональных реакций связано с нарушением когнитивных операций, возникших вследствие искажения познавательных способностей и установок, ведущих к искаженному реагированию.

Волевая сфера незрячих

Определение 2

Волевые способности человека позволяют ему реализовывать целенаправленную деятельность, преодолевать возникающие трудности и препятствия.

Исследование волевой сферы незрячих людей также имеет большое количество противоречий, исследования конца 20 века постулировали общее безволие незрячих людей, которые произрастали из идеи о том, что слепота ограничивает общую двигательную активность, участие человека в различных видах деятельности. Помимо этого, отмечалось, что наличие трудностей останавливает незрячих людей перед их разрешением, что подкрепляется и ограничениями в материальных и культурных потребностях.

Однако на этих же трудности можно посмотреть сейчас и под другим углом: напротив, они являются стимулом к ежедневному и ежечасному преодолению, что должно укреплять волю человека.

Тифлопсихологи отмечают, что такое противоречие во мнениях волевой сферы незрячих связано с индивидуальной спецификой развития волевых усилий и качеств. Среди незрячих людей порой встречаются с экстремально высокой жизнестойкостью и самоэффективностью, ориентацией на преодоление трудностей.

Наиболее сложные дефекты волевой сферы проявляются при тяжелых потерях зрения в результате черепно-мозговых травм. Корректируемыми нарушениями волевой сферы незрячих является упрямство, импульсивность поведения, легкая внушаемость, негативизм.

В целом, нарушения волевой сферы незрячих также имеют и воспитательную природу – включение ребенка в игровые виды деятельности, общение и трудовые виды деятельности е развивают его волевые качества, также как качества и зрячих детей.

Воспитание по типу гиперопеки очень сильно деформирует волевую сферу человека, ровно так же, как и заброшенность. У ребенка и в том и в другом случае отсутствует опыт реализации волевых актов, а соответственно не формируются и волевые качества личности.

Таким образом, формирование среды, способствующей преодолению имеющихся трудностей, развивает волевые способности и качества личности человека, включение его в трудовую и познавательную деятельность.

Дата последнего обновления статьи: 12.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot