Эмоциональная направленность — это эмоциональная характеристика личности, проявляющаяся через ценностное отношение к определенным видам эмоциональных переживаний. В этом процессе сама личность стремится к данным переживаниям.
Понятие эмоциональной направленности
Категория «эмоциональная направленность личности» концентрируется на определенных типах эмоций. Это понятие начали использовать в русле концепции Б. И. Додонова.
Эмоциональную направленность определяют с помощью доминирующих эмоций и предпочтения определенных эмоциональных переживаний. Рабочий термин здесь представлен понятием «эмоциональные ценности», которые представляют собой роль тех или иных эмоций для индивида, а также некоторую индивидуально-личностную иерархию в рамках эмоциональных предпочтений.
В соответствии с воззрениями Б. И. Додонова, склонности человека к определенной деятельности можно связать с формирование постоянной мотивации к деятельности, обеспечивающей субъекта «ценными эмоциями». После того, как она сформировалась и закрепилась в пределах определенной деятельности, ценность соответствующих эмоций впоследствии начинает влиять на выбор новых видов деятельности.
Таким образом, в каждой новой ситуации люди будут стремиться получать эмоции, которые представляют определенную ценность для них. Это, в свою очередь, даст те позитивные эмоции, которые проявляются в результате удовлетворения базовых потребностей.
Основа рассматриваемой концепции представлена положением о разных функциях эмоций как оценки и как ценности. В первом случае они способны направлять деятельность индивида на определенные объекты или отвращают от них (с помощью эмоций люди получают сведения об удовлетворении или неудовлетворении своих потребностей). Во втором случае эмоции выступают в качестве ценности, в большей мере определяя склонность человека к каким-либо одним видам деятельности и отсутствие любви к другим (направленность на деятельность, которая дакт возможность удовлетворить базовые потребности).
Эмоциональная сфера младших школьников
Эмоциональное развитие младшего школьника происходит постепенно в ходе общения с окружающими людьми и при осуществлении различных видов деятельности, таких как:
- Игра,
- Учеба,
- Труд.
Расширение эмоционального опыта детей в этом возрасте, их глубина и модальность значительно определяют направленность развивающейся личности. Эмоциональная сфера младшего школьника развивается с помощью взаимодействия с преподавателями, процесса учения, отношений в семье с родителями, коллектива класса. В целом она определяется отношениями с одноклассниками и положением в коллективе.
Для младших школьников характерна высокая эмоциональная впечатлительность. Как правило, они отзывчивы на все яркое и необычное. Монотонность занятий может резко снизить познавательный интерес в этом возрасте, порождая негативное отношение к учебе.
Большую роль в сознании младших школьников играет учитель. Его отношение к детям, включая оценки, высказывания, пожелания и требования, способны определять в большей мере самочувствие ребенка, его настрой и особенности формирующейся самооценки.
У младших школьников – сложнейший комплекс переживаний. Он включает радость от похвалы и огорчение в случае неудач, волнения и неуверенности в себе. Ребенок остро переживает, когда что-то не получается, у него появляется страх, что он совершит ошибку.
Исследования эмоциональной направленности в младшем школьном возрасте
Психологически исследования показывают, что уже у первоклассников формируется особое отношение к учителю. Оно переживается весьма остро и проявляется в следующих формах:
- Положительное (дети принимают личность преподавателя, проявляют доброжелательность, открыты в общении с ним);
- Негативное (ребенок не принимает учителя, проявляет агрессию, ведет себя грубо или замкнут);
- Конфликтное (у детей проявляется противоречие между неприятием личности преподавателя и скрытым, но острым интересом к его личности).
Позитивное и доверительное отношение к учителю создает благоприятный эмоциональный фон для учебы, вызывая желание заниматься учебной деятельностью и способствуя формированию познавательного мотива. Отрицательное же отношение, напротив, создает для этого препятствия. В младших классах негативное отношение к преподавателю можно встретить довольно редко, но конфликтное — весьма часто.
В случае конфликтных ситуаций и появления конфликтного отношения у ребенка задерживается формирование познавательной мотивации, поскольку потребность в доверительном общении с преподавателями у него сочетается с недоверием к нему самому. Следовательно, проявляется оно и в отношении той деятельности, которой он занимается, а в некоторых случаях даже наблюдается страх перед учителем.
Дети в такой ситуации чаще всего замыкаются в себе, ранимы или, напротив, равнодушны. Они не воспринимают указания учителя, не проявляют инициативу. При общении с преподавателем они проявляют вынужденную покорность, смирение, пытаются приспособиться.
В рамках эмоциональной направленности дети не осознают причин своих переживаний, неустроенности. Они не понимают своих огорчений, к сожалению, подчас не могут понять ее и взрослые. Первоклассники по причине недостаточного жизненного опыта проявляют склонность преувеличивать и глубоко переживать строгость, которую, как им кажется, проявляет в их адрес учитель. Сложившаяся ситуация, как правило, часто недооценивается учителем на самой начальной стадии обучения.
Между тем, этот факт чрезвычайно важен: в следующих классах негативные эмоции будут закрепляться и переноситься на учебную деятельность в целом. Они повлияют на взаимоотношения с преподавателями, одноклассниками и приведут к серьезным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. Проявляющаяся эмоциональная направленность будет присутствовать только тогда, когда деятельность будет приносить удовольствие и удовлетворение.