Развитие эмоций и чувств в онтогенезе
Чувства и эмоции – это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает, к самому себе и другим людям.
Рисунок 1. Чувства дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В процессе познания окружающего мира и самого себя ребенок испытывает самые разнообразные эмоции и чувства, которые рассматриваются как формы отражения действительности. Проявляются они в отношении дошкольника к миру, который его окружает, в переживаниях по поводу появления, а также удовлетворения или неудовлетворения его потребностей.
В онтогенезе у ребенка появляются вначале эмоции, которые отражают самые простые переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей – это в основном, положительные эмоции. В двухлетнем возрасте информацию для малыша несут реакции людей, которые отражают:
- радость,
- поощрение,
- одобрение.
Маленький ребенок хорошо может распознавать радость. Специалисты считают, что положительные эмоции на психическое и физическое развитие дошкольника оказывают благоприятное воздействие.
Переживание дошкольником неудовольствия может проявляться в виде страха, гнева, отвращения.
Дифференциация эмоций связана с развитием личности маленького человека, расширением круга тех явлений, которые вызывают эмоциональный отклик.
У ребенка обобщение эмоций происходит как развитие его чувств, которые направлены на определенный объект. Эмоции являются проявлением переживаемого чувства, а система чувств и эмоций у дошкольника только ещё формируется.
В дошкольном возрасте развитие эмоциональной сферы характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний. У маленьких детей объект переживаний и отношение к этому объекту сливается с самим собой. Ребенок отождествляет себя с персонажами сказок, поэтому все они должны иметь для него счастливый конец.
Динамическая и содержательная сторона эмоций и чувств тоже развивается в дошкольном возрасте. Что касается развития содержательной стороны, то происходит это в связи с расширением и углублением знаний ребенка. Динамическая сторона развивается в результате формирования умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления.
Развитие психических процессов и, в первую очередь, развитие речи, способствуют развитию эмоций и чувств малыша. Ребенок, с помощью речи, осознает свои чувства и эмоциональные проявления, управляет ими. Благодаря речи, ребенок различает внешнее выражение эмоций и их переживание. Слово оказывает влияние на эмоциональную сферу ребенка и зависит от его возраста. У детей до 5-летнего возраста внушение через слово не удается – причина этого заключается в том, что связь между первой и второй сигнальной системами ещё очень слабая.
Взаимосвязь между сигнальными системами усиливается в более старшем возрасте. В результате происходит усиление эмоциональной окраски второй сигнальной реакции и контроль второй сигнальной системы, а также контроль второй сигнальной системы над проявлением эмоций. Как показали наблюдения, эмоциональная реакция старших дошкольников, остается слабой, когда сказка или рассказ шли без сопровождения соответствующих иллюстраций.
Условия развития эмоций и чувств дошкольников
Исследования, проведенные М.И. Лисиной, говорят о том, что эмоции и чувства дошкольника формируются в процессе его общения со взрослыми и сверстниками. Недостаточное эмоциональное развитие характерно для тех детей, которые воспитываются вне семьи и оно может сохраниться на всю жизнь. В дошкольных учреждениях на каждого воспитателя приходится много детей, поэтому эмоциональных контактов очень мало, в семье же ребенок получает и испытывает целую гамму переживаний, источниками которых являются родители. Неблагополучие в семье дошкольники очень хорошо улавливают, что хорошо показывают в своих рисунках, а неправильное семейное общение формирует одностороннюю аффективную привязанность и чаще всего к матери.
Общение ребенка, как в семье, так и в дошкольном учреждении, необходимо тщательно организовывать, потому что оно может стать источником сильных отрицательных эмоций. Грубое обращение к одному ребенку отрицательно влияет на весь детский коллектив, является причиной неприязни к воспитательнице и вызывает у ребенка нежелание ходить в детский сад.
Как показали исследования Т.А. Комиссаренко, существует прямая связь между настроением ребенка и взрослого. Так, например, отрицательное воздействие воспитателя, а именно строгий взгляд, неласковый тон, отсутствие сопереживания, приводили к тому, что дети становились агрессивными со своими сверстниками, дрались, отнимали игрушки. Для некоторых детей характерным становилась заторможенность, подавленное настроение, нежелание вступать в общение со сверстниками. Положительное воздействие взрослого вызывает у ребенка положительную реакцию.
В ходе общения ребенка с взрослым создается зона ближнего развития его эмоциональной сферы. Эмоциональная зависимость от взрослого сохраняется у ребенка, как в раннем детстве, так и в дошкольном возрасте. Ребенок доверительно относится к взрослому, если между ними установлены положительные взаимоотношения, он легко вступает в контакт и с другими детьми и другими взрослыми.
По сравнению со взрослым, ребенок испытывает эмоций значительно больше, потому что его жизненный опыт ещё небольшой, и он слабо подготовлен к внезапным ситуациям.
Эмоциональный отклик является проявлением сигнальной функции эмоций и чувств.
Все изменения, происходящие в эмоциональной сфере, имеют связь с теми изменениями, которые происходят в окружающей среде, во взаимоотношениях с людьми, в организме.
Дети относятся с оптимизмом к той или иной жизненной ситуации и, по мнению К. Чуковского, они верят, что жизнь создана только для радости.
Формирование высших чувств
Формирование высших чувств у дошкольника происходит тогда, когда он имеет понятие о хорошем и плохом, красивом и некрасивом, когда у него сформирована познавательная потребность.
Чувства складываются не сразу, а постепенно. На первом этапе ребенок может уловить только определенное значение событий, а позднее он начинает улавливать их обобщенный смысл.
Высшие чувства дошкольника как бы сливаются – как «хорошее» он оценивает объекты и явления, вызывающие у него эстетические переживания, если хороший – значит красивый.
С этической точки зрения «хороший» – значит добрый, и «хороший» в интеллектуальном плане – значит интересный.
Формирование высших чувств (интеллектуальных, эстетических, моральных) начинается с 2-3 летнего возраста ребенка.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности – это любопытство, удивление, любознательность, чувство юмора, чувство чего-то нового.
Яркие познавательные чувства детей вызывают животные и птицы, дошкольники начинают интересоваться их повадками, с интересом рассматривают лапки, мордочку животного.
Познавательные чувства дошкольников выражаются в многочисленных вопросах, большую радость им приносит достигнутый успех, открытие, которое они сделали самостоятельно.
В развитии умственной деятельности дошкольников важную роль играют интеллектуальные чувства, характерными для них является любовь к истине, стремление к познанию действительности.
Чувство долга начинает проявляться в 4-5 лет – на основе знаний, умений и навыков зарождается моральное сознание и ребенок начинает понимать требования, которые к нему предъявляются, относить их к своим действиям, поступкам, к поведению взрослых и сверстников.
В дошкольном возрасте возникают начальные формы товарищеских и дружеских чувств, если детский коллектив имеет хорошую организацию. В этом же возрасте начинает формироваться и такое нравственное чувство как патриотизм, чувство гордости и любви к своей стране.
Коллективная деятельность и серьезные поручения формируют у дошкольников чувство долга, ответственности, требовательности к себе или недовольства собой. Недовольство является результатом сопоставления себя, своих умений и качеств с аналогичными у других детей.
На протяжении дошкольного детства, таким образом, в эмоциональной сфере ребенка происходят важные изменения.
Чувства дошкольника опосредуются его общественным опытом, знаниями об окружающем, усвоенными моральными оценками и своим собственным опытом нравственного поведения.