Выступая субъектом теоретической и практической деятельности, познающей и изменяющей окружающую среду, личность не является ни бесстрастным созерцателем, ни беспристрастным автоматом: взаимодействуя и оказывая влияние на предметы, явления, процессы, субъектов действительности, индивидуум и сам испытывает многочисленные влияния, переживает все то, что происходит с ним. Эти переживания формируют эмоциональную сферу личности.
Основные характеристики эмоций
Главным отличием аффективно-эмоциональной сферы от других психических феноменов является тот факт, что эмоции выражают состояние субъекта, его отношение к объекту, характеризуются полярностью. Все многообразие качеств и оттенков чувств не сводится к голой эмоциональности, или аффективности, представляя собой специфический процесс познания и отражения действительности. Эмоциональный фон, таким образом, не противопоставляется познавательным процессам, но органично дополняет их, формируя единство интеллектуального и эмоционального.
Виды эмоций
Возникновение, протекание эмоций как отношения личности имеет деятельностную природу, характеризуется высокой активностью, обусловливает деятельность и обусловливается ей. В наиболее общем виде выделяют стенические и астенические эмоции.
Стенические (активные) эмоции представляют собой переживания, которые характеризуются повышением жизнедеятельности, возникновением состояния возбуждения, бодрости, радостного подъема, волнения.
В процессе переживаний стенических эмоций дыхание становится легким и глубоким, сердце работает интенсивней, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения определенных видов деятельности, в глазах появляется блеск. Стенические эмоции активны, сопровождаются положительным эмоциональным тоном. Примером стенической эмоции может выступать переживание радости.
Астенические эмоции – чувства подавленности, печали, уныния, пассивного страха, окрашенные отрицательным эмоциональной тоном.
В процессе переживания астенических эмоций человек сутулится, дыхание становится медленным, глаза тускнеют, личность отказывается от борьбы с трудностями, проблемами, отходит от преодоления конфликтно-проблемных ситуаций. Перманентное переживание астенических эмоций может привести к формированию неадекватных поведенческих стратегий. Примером астенического переживания может выступать ощущение печали.
Стенические эмоции повышают жизнедеятельность личности, астенические, наоборот, подавляют и угнетают все жизненные процессы организма.
Основные функции эмоций
Как активные (стенические), так и пассивные (астенические) эмоции выполняют ряд актуальных функций в жизнедеятельности личности, среди которых следует назвать следующие:
- функция побуждения, которая позволяет эмоциям стимулировать или притормаживать деятельность индивидуума, направленную на удовлетворение тех или иных потребностей;
- дезорганизационная функция;
- следообразующая функция, которая проявляется исключительно в экстремальных состояниях;
- предвосхищающая, эвристическая функция, дополняющая когнитивные процессы;
- синтезирующая функция, которая состоит в интеграции эмоциональной и интеллектуальной составляющей, единства когнитивных процессов и эмоционального отношения к результатам познания, что обеспечивает возможность структурирования, целостного отражения переживания и познания;
- экспрессивная функция, которая находит свое отражение в реализации влияния эмоционального состояния на коммуникативную сферу деятельности личности.
Таким образом, эмоции выступают неотъемлемой составляющей психики личности, дополняющей когнитивную сферу индивидуума, что позволяет формировать целостность и структурированность переживания и познания.