Эльконин Даниил Борисович
Даниил Борисович Эльконин — это знаменитый русский психолог, специализировавшийся на изучении детской психологии.
Эльконин гордился тем, что был учеником Льва Семеновича. Даниил Борисович был не только очень талантливым ученым, но и хорошим исследователем. Он довольно быстро и качественно разрешал различные психологические проблемы, которые играли важную роль в педагогической практике. Эльконин сформулировал и закрепил важные знания о периодах развития детей и играх, которыми они увлекаются. К тому же, он создал эффективные методы, которые способны помочь ребенку научиться читать. Даниил Борисович был очень добрым, отзывчивым, позитивным, жизнелюбивым человеком и талантливым ученым.
Родился этот замечательный психолог в Полтавской губернии. Там же он учился в гимназии. Затем он поступил в педагогический институт в Ленинграде. Через некоторое время стал преподавателем младших классов в Ленинградской школе. Он даже создал собственные учебники, которые были предназначены для изучения русского языка людьми Крайнего Севера. Довольно долгое время Эльконин преподавал в Московском университете.
Стоит отметить, что Эльконин проводил исследования детской психологии, сотрудничая с такими учеными как А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин.
Также советский психолог поддерживал эффективные связи с детскими и педагогическими психологами, живущими в других странах. Эльконин написал несколько монографий и очень много научных статей. Его труды были направлены на проблемы теории детства. Он изучал периоды, которые каждый человек проходит в детстве. Психолог интересовался психическим развитием людей разных возрастов. Также он исследовал игровую психологию, учебный процесс и многое другое.
Научная деятельность
Д. Б. Эльконин написал работу «Учение об условных рефлексах», в которой он подробно разъяснил, что является условным рефлексом. Также в данной работе говорилось о строении нервной системы и всех вопросах, связанных с ней. Работы этого советского психолога стали опорой для объяснения теории деятельности.
Главным вкладом Даниила Борисовича в науку стало формирование и введение новой системы познавательного процесса.
Некоторые работы Даниил Борисович посвятил анализу представлений и предположений Л.С. Выготского. Советский психолог создавал свои труды на основе сведений о развитии человека в культурной и исторической среде.
Эльконин утверждал, что детская пора находится в постоянном развитии, а также носит исторический характер. Ведь эта пора в различные исторические моменты имеет отличные друг от друга свойства и содержание. Психолог пришел к выводу, что детство не может быть абсолютно одинаковым или очень похожим. Поэтому, действительно важно понимать сущность теоретических сведений и знать факты о развитии детства, имеющем исторический характер. При этом можно обращаться к психологии, истории образовательной деятельности.
Психолог предполагал, что каждый вид детской деятельности носит общественный характер. Именно по этой причине ребенок, который только родился или недавно начал свою реализацию, является общественным существом. Д. Б. Эльконин не принимал во внимание формулировку «общество и ребенок». Он считал, что не нужно разделять эти понятия. Это объясняет тот факт, что психолог рассматривал только положение ребенка в обществе.
Советский психолог полагал, что каждый ребенок является активным субъектом. Ведь дети проявляют свою активность тогда, когда они пытаются изменить или присвоить себе какие-либо культурные достижения. Такие достижения носят деятельностный характер. Именно с помощью изменений ребенок может создать и реализовать внутри себя человеческие способности.
Д.Б. Эльконин считал, что ребенок в процессе преобразования собственных действий реализует определенную практическую и познавательную деятельность. Эта деятельность носит адекватный характер. Но данная деятельность не похожа на ту деятельность, которая была у людей предыдущего поколения.
Психолог, рассматривая соотношение обучения и развития детей, считал, что между этими двумя процессами стоит деятельность самого ребенка. При изучении данной проблемы психолог частично опирался на труды Л.С. Выготского. Опорой стали те работы, в которых было сказано об обучении. Д.Б. сделал вывод, что перед развитием обязательно должно быть обучение.
Всю свою жизнь психолог исследовал проблему психологического развития детской личности. Д. Б. Эльконин предполагал, что его представление о развитии детей поможет решить множество вопросов. Он считал, что его работы помогут правильно обучать ребенка и подталкивать его к новым достижениям.
Советский психолог смог сформулировать следующие принципы:
- Условием развития является рост и созревание организма
- Источником является окружающая среда, идеальные представления
- Формой развития можно считать усвоение информации и сведений
- Двигает развитием обычно такое противоречие, которое возникает между усвоением предметной и общественной сторонами деятельности
Множество работ Эльконина, которые направлены на изучение психологии и периодов игры, заслуживают внимания. Они содержательны по своей натуре.
В этих работах Д.Б. Эльконин выделил основные составляющие игры:
- Сюжет. Важно, во что играет ребенок, какой смысл игры
- Содержание. Здесь важно учитывать, как играет ребенок, что он для этого использует
- Роль
- Представляемая ситуация
- Правила игры
- Сами игровые действия
- Отношения, складывающиеся в процессе игры
Самые известные работы психолога
К самым известным работам Д. Б. Эльконина можно отнести:
- Работа, посвященная изучению условных рефлексов
- Работа, направленная на изучение развития конструктивных действий школьников, оформленная в рукописном виде
- Труды психолога, связанные с устной и письменной речью, оформленные в рукописном виде
- Мышление младшего школьника / Очерки психологии детей