Характер — это общепринятое понятие в психологии, под которым понимается сложившийся и укрепившийся стиль отношений и поведения человека, который формируется под воздействием воспитания и жизненных ситуаций. Характер способен выражать определенный склад интересов и потребностей, целей и стремлений, воли и чувств.
Понятие и особенности характера
Характер представляет собой отличительную черту каждого человека, которая состоит из структуры стойких и сравнительно постоянных свойств психики. Они предопределяют особенности отношений и поведения. Когда рассматривается характер, то, как правило, подразумевается именно такая совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают печать на все действия и проявления.
Черты характера способны составлять существенные свойства человека, определяющие соответствующий образ жизни и поведения. Исследованием и экспериментальным изучением категории занимается такая наука, как характерология. Раздел психологии, занимающийся исследованием различий между характерами — дифференциальная психология.
В состав индивидуальных особенностей характера входит отношение человека к:
- самому себе и другим людям;
- окружающей реальности;
- труду и своему делу;
- собственным и чужим вещам.
Отношение выражено благодаря чертам характера. Их можно систематически обнаружить в человеческой деятельности и поведении (например, трудолюбие/лень, самоуверенность/самокритичность, вежливость/грубость, ответственность/безответственность, убежденность/беспринципность).
Еще одну группу черт относят к познавательной, эмоциональной и волевой сферам (например, такие качества, как сообразительность, впечатлительность, решительность). Таким образом, характер является системой привычных способов поведения в соответствующих условиях.
Эксперимент как метод исследования характера
Эксперимент представляет собой основной метод исследования характера, вместе с наблюдением и другими методами научного познания. Он дает возможность осуществлять относительно полный контроль показателей характера и других психических свойств. Если в случае с наблюдением часто невозможно предвидеть изменения, то в экспериментах можно планировать работу, не допуская появления неожиданностей.
Одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением состоит в возможности манипулирования переменными. Положительная черта эксперимента также представлена тем, что можно специально вызывать определенный психический процесс. Это помогает отслеживать зависимость психологического явления от меняющихся внешних условий.
Разновидность эксперимента в психологии — это социометрический эксперимент. Его используют для исследования взаимоотношений между людьми, а также положения, которое занимает индивид в соответствующей группе (например, обществе, группе, семье).
При исследовании групп каждому испытуемому лицу необходимо ответить на несколько вопросов, которые касаются выбора партнера для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам специалисты определяют наиболее и наименее популярного человека в группе.
Методы опроса могут быть взяты за основу во многих случаях (например, когда фактор для учета плохо поддается внешнему контролю, когда его легко выделяют операторы, но для тщательного учета в эксперименте необходимо очень долгое или сложное исследование; когда другие методы не способны дать достаточной и исчерпывающей информации).
Некоторые частные методики экспериментального исследования
Существуют частные методы для экспериментального исследования характера. Они включают метод беседы и анкетный метод, суть которых заключается в том, что исследователи задают испытуемым заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы. Ответы на них должны быть даны устно (беседа) или письменно (анкетный метод).
В ходе беседы вопросы могут меняться и дополняться в соответствии с ответами испытуемых. Ответы тщательно записываются (например, для этого можно использовать диктофон), одновременно с чем исследователь наблюдает за характером речевых высказываний, выражением лица и поведением человека. Здесь важно оценить степень уверенности ответов, заинтересованность или равнодушие, характер выражений.
Тестирование является методом психологической деятельности, во время которой используются стандартизированные задачи и вопросы. Тесты применяют для стандартизированного измерения индивидуальных различий, поскольку они дают возможность определить с известной вероятностью актуальный уровень развития навыков, знаний, личностных характеристик.
Для тестирования характерно то, что обследуемое лицо выполняет определенную деятельность (например, решение задачи, рисование, рассказ по картинке) в зависимости от используемого метода. В ходе тестирования проходится определенное испытание, на основе результатов которого специалисты могут сделать вывод о присутствии, особенностях и уровне развития соответствующих свойств характера.
В психологии для экспериментального исследования характера за основу берутся различные типы личностных опросников и интеллектуальных тестов, а также тесты способностей. Тесты позволяют определить параметры темперамента, характера, профили способностей, личностную направленность.
Опросники стали обширным, хотя и плохо структурированным и довольно разрозненным психологическим инструментарием. С их помощью достаточно успешно решается широкий спектр практических проблем, которые, к примеру, связаны с конкретным производством и профессиональной деятельностью.
Широкое распространение получили следующие опросники:
- CPI (Калифорнийский личностный опросник),
- MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный опросник);
- Опросник акцентуаций характера (Г. Шмишек);
- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А. Е. Личко;
- Опросник Майерса-Бриггса, Кейрси и др.