Образное мышление — это форма творческого отражения человеком действительности. Оно способно порождать результат, которого в самой действительности в определенный момент времени не существует.
Исследование образного мышления
Мышление человека, как и в самых низших формах у животных, понимается в качестве творческого преобразования представлений, которые сеть в памяти. Мышление представляет собой соотношение предметов и явлений действительности, которое способствует получению новой информации.
Психологи рассматривают мышление в виде сложного психического и умственного процесса, характерного только для человека. Это обусловлено тем, что оно представляет собой высшую форму отражения окружающего мира. Этой теме посвящено большое число работ представителей российских и зарубежных психологических школ.
В мышлении детей в период дошкольного детства осуществляются глубокие изменения. При наблюдении простейших природных явлений и событий общественной жизни, доступных детскому пониманию, происходит расширение умственного кругозора и приобретение ряда новых знаний. Впоследствии они составят основу умственного развития и обучения в школьных условиях.
Дело не ограничивается просто ростом круга представлений и простейшим наращиванием количества знаний. Наряду с изменением содержания перестраивается и характер умственной деятельности с возникновением новых форм мышления. Дошкольники по-другому относятся к интеллектуальным задачам, стоящим перед ним. Они применяют другие способы решений, иначе обобщая наблюдательные явления (в отличие, например, от школьников). Таким образом, если рассматривать развитие мышления дошкольников, то необходимо учесть 2 связанных аспекта процесса: изменение содержания мышления, проявление новых форм интеллектуальной деятельности.
Особенности и структура образного мышления
Образное мышление — это не данность от рождения. Как любой психический процесс, ему необходимо развитие и корректировка. В соответствии с психологическими исследованиями, в структуру образного мышления входят пересекающиеся подструктуры:
- Топологическая,
- Проективная,
- Порядковая,
- Метрическая,
- Композиционная.
Данные подструктуры мышления работают не отдельно друг от друга, а пересекаются определенным образом. По этой причине часто выдвигается идея развития образного мышления детей таким образом, чтобы не сломать его структуру, а максимально применить ее в ходе образования.
Характерным отличием образного мышления является то, что интеллектуальный процесс в нем в основном относится к восприятию окружающей реальности. Если человек думает наглядно с помощью образов, то он привязывается к реальности. В этом случае все образы, которые требуются для мышления, отображаются в его временной и оперативной памяти.
Связь с познаваемыми предметами — это значимое обстоятельство мыслительного процесса. Данная связь способна совершаться в плане фактических преобразований и в ходе визуального восприятия. В последнем случае происходит появление образа познаваемого предмета с одновременной реализацией различных изменений образов.
Экспериментальное исследование образных структур
Экспериментальное исследование образного мышления и процессов, которые включены в динамику мыслительного акта у взрослого человека, показывает, что понятийную мысль можно определить не только через активность мыслительного уровня. Она также характеризуется с помощью системной работы нижележащих уровней психической деятельности, включая сенсорно-перцептивную область в целом.
Понятийная мысль работает в качестве иерархически организованной разноуровневой системы. В ее деятельность одновременно включаются образные структуры различного типа и соответствующего онтогенетического возраста. Специфичность этой категории можно определить через доминирующую роль пространственных вариантов предоставления выделенных отношений, представленных образными моделями и схемами.
Динамические отношения, способные определять системную работу разных уровней, показывают соотношение и значение некоторых видов образных структур в динамике мыслительного акта. Данное положение лежит в основе разработки методов исследования патологий в этой сфере.
В прошлом веке ученые сделали первую попытку экспериментально исследовать информационную организацию образных моделей и схем, специфичных для понятийного мышления. Эти исследования помогли определить существенные отличия мыслительных образов от перцептивных. Это выражается через смену детерминант, посредством которых определяется информационная структура образа.
В ходе экспериментальных исследований удалось определить, что организация мыслительного образа характеризуется не требованиями адекватного отражения пространственных и качественных характеристик объекта. Она выражается через особенности отношений, выделенных мыслью и зафиксированных в виде пространственной структуры.
Образные схемы и модели — это мыслительный продукт, который наглядным образом воплощает в себе результат двуязычной (пространственно-структурной и символической) работы мысли. Они обладают внешней реализацией в виде пространственных структур. Здесь сведения конденсируются и закрепляются благодаря применению символических средств.
Ограниченные возможности пространственного языка, если сравнить их с развитой системой кодирования знаковых языков, предопределили бедность и отсутствие дифференциации способов выражения отношений, воплощенных в схемах и моделях.
Эксперименты позволили определить, что многозначность пространственно-модальных параметров образной схемы лишило возможности отчетливо отразить содержание мысли. С другой точки зрения это существенно увеличило информационную емкость схемы, благодаря чему в ней была охвачена и представлена целая сфера реальности, перерабатываемой мыслью.