Психологическая служба — это структурное подразделение в аппарате управления предприятием, применяющее психологические методы для решения задач кадровой работы, организационного развития и т. п.
Основные цели и виды деятельности психологических служб
Психологические службы предприятий и учреждений осуществляют научно-практическое, методическое и информационное обеспечение. Специалисты службы ведут психологическое сопровождение профессионального самоопределения, обучения и развития личности (школьников, студентов, работников предприятий и др.).
Психологи помогают в повышении психологической компетентности сотрудников, используя научно-практические достижения психологии. В качестве субъектов психологической помощи службы могут выступать работники предприятий и учреждений, школьники, студенты, воспитанники детских учреждений и прочие физические и юридические лица.
Основные виды деятельности службы представлены:
- Групповой и индивидуальной психологической диагностикой личностных особенностей и профессиональных способностей;
- Психологическим просвещением физических лиц по вопросам профессионального и личностного развития;
- Психологическим консультированием (профессиональным консультированием, карьерным консультированием и прочими видами консультаций);
- Психологической профилактикой и коррекцией личности по различным проблемам психического здоровья, межличностных отношений, адаптации в новых условиях, преодоления трудных жизненных ситуаций.
Под руководством директора психологической службы в ней производится научно-исследовательская и методическая деятельность, разрабатываются и проводятся социально-психологические тренинги (например, для формирования профессиональных компетенций и личностного роста). Тренинга помогают развивать профессионально значимые качества и способствуют самореализации.
В очном и дистанционном режиме сотрудники психологической службы могут проводить тренинги, семинары, мастер-классы, лекции, форумы, выставки, конференции, психологическую экспертизу, консалтинг и др.
Обязанности директора психологической службы
Директор (руководитель) психологической службы ведет общее руководство в соответствии с законодательством РФ и Положением о работе психологической службе. Его назначение и освобождение, как правило, осуществляет директор компании (учреждения, предприятия).
Директор может иметь в подчинении различных сотрудников (например, психолог, педагог-психолог, специалист по социальной работе). Должности должны быть представлены в штатном расписании.
Руководящая должность предполагает наличие высшего профессионального психологического или педагогического образования, а также стажа работы психологом не менее 3-х лет. Директор должен быть знаком с различными законами, которые регламентируют деятельность психологической службы (например, Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», Декларация прав и свобод человека, законодательство в области здравоохранения, занятости населения и социальной защиты).
Директор психологической службы исполняет следующие обязанности:
- Направление деятельности психологической службы, участие в определении содержания ее деятельности, организация работы в области постановки общих задач и их выполнения;
- Составление перспективной программы работы службы;
- Принятие мер в области оказания различных видов психологической помощи (консультативная, психокоррекционная и реабилитационная);
- Помощь в решении социально-психологических проблем;
- Систематическое повышение своей профессиональной квалификации;
- Осуществление взаимодействия с профильными организациями и учреждениями.
Директор осуществляет психологическую диагностику различного профиля и предназначения, участвует в общих административных совещаниях. Он формирует психологическую культуру, отслеживая, анализируя, обобщая и доводя информацию до сведения вышестоящего руководства.
Права и ответственность директора психологической службы
Директор психологической службы вправе запрашивать и получать необходимую информацию и документы, которые относятся к вопросам его деятельности. Он вносит предложения руководству в области совершенствования работы своего подразделения, требуя от него оказания помощи в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
Права директора службы включают свободу выбора и использования определенного направления психологической деятельности (например, в русле различных техник и отраслей психологии). Он может вносить собственные предложения по формированию программ социально-психологической адаптации, формированию благоприятного социально-психологического климата.
Директор имеет право сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, с субъектами социального партнерства. Это сотрудничество может касаться вопросов воспитания и развития, помощи и содействия медицинских учреждений. Еще одно право директора состоит в праве самостоятельного выбора приоритетных направлений работы. Здесь важно учесть аспекты работы организации.
Директор психологической службы несет ответственность за то, что не исполнил (ненадлежащее исполнил) свои должностные обязанности, нарушил законодательство РФ. Наказание может последовать за причинение материального ущерба работодателю в пределах, которые определены действующим трудовым и гражданским законодательством нашей страны.
Ответственность наступает также за правонарушения, которые работник совершил в процессе осуществления своей деятельности. Значение имеет качество используемых методических материалов для психодиагностики, обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление.
Директор должен гарантировать качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях субъектов, которым оказывается помощь службы. Он соблюдает и защищает их права и свободы.