Диалогический подход — это подход в психологии, который формирует основу для анализа взаимосвязи диалога с прочими фундаментальными категориями психологии и иных гуманитарных дисциплин (например, деятельность, отношения, общение, обучение, игра и др.).
Особенности диалогического подхода
Диалогический подход рассматривает диалогические взаимосвязи между фундаментальными психологическими явлениями. Это может быть связь между личностью и сознанием, личностью и общением, сознанием и общением, общением и мышлением, самовоспитанием и общением, общением и воспитанием, общением и обучением.
Теоретический анализ новых парадигм образования и личностного развития в психологии убедительно показывает то, что идея диалога способна органично сочетать в себе культурно-формирующий и гуманитарно-духовный потенциал становления индивида как гражданина, специалиста или профессионала.
Философская психологическая парадигма диалога считается фундаментальной и универсальной, поскольку воплощает экзистенциальные принципы бытия человека, раскрывая онтологические законы развития и саморазвития, взаимодействия. Она рассматривает способы становления свободы и творчества, аспекты группового и коллективного развития сообществ и социальных организаций.
Вне зависимости от выросшего внимания к исследованию особенностей и закономерностей диалога и потенциалов диалогического подхода в психологии, до сегодняшнего дня было проведено мало исследований возможностей применения диалогического подхода для построения профессионально-образовательного пространства практической психологии.
По этой причине ученые больше концентрируются на теоретико-методологическом исследовании закономерностей и возможностей диалогического подхода для обоснования концепции гуманитарно-профессионального пространства психологических факультетов. Анализ исследований и публикаций показывает, что различные положения психологии диалога предопределяют идею и содержание гуманитарной диалогической концепции в профессиональном образовательном пространстве будущих практикующих психологов.
Основная идея и гипотеза концепции гуманитарного диалогического пространства образования на психологических факультетах состоит в том, что парадигма диалога способна стать основой гуманитарного, духовного, личностного, социального, гражданского и профессионального становления будущих профессионалов в сфере психологии.
Сущность диалогического подхода
Научно-теоретическая основа диалогического подхода в системе методов практической психологии предопределена теоретико-методологическим пониманием философии и психологии диалога. Это предполагает последовательное внедрение достижений и результатов методологических исследований концепции диалога в научную, теоретическую и учебно-воспитательную работу.
Основные аспекты и направления диалогического подхода для обучения и профессионального становления будущего практического психолога представлены следующими сферами:
- Научно-теоретическая;
- Методико-практическая;
- Организационная;
- Конструктивная;
- Социо-гуманитарная.
В исследовании диалогический подход формирует основу для анализа связи диалога с фундаментальными категориями психологической науки. Большую роль играет теоретическое исследование диалогического аспекта таких явлений, как психические состояния и процессы, личностные особенности. Среди них первоочередной интерес представлен такими категориями, как мышление, речь, чувства, воображение, воля, характер, способности и др.
По причине научной теоретической глубины и разноплановости парадигмы диалога, она часто выступает в качестве фундаментального мировоззрения или основания образовательного пространства в соответствующих областях учебной, научной и жизненно-практической деятельности.
Организационная и конструктивная область диалогической концепции на психологическом факультете, как правило, определена через перспективы диалогической парадигмы в ходе разработки стратегий, принципов и форм гуманизации учебного пространства подготовки психологов-практиков.
Диалогический подход как метод психологии
Теоретический анализ учебных планов показал, что они содержат большое число учебных дисциплин, которые обладают диалогическим смыслом. Учебными дисциплинами, имеющими эксплицитное диалогическое содержание, являются:
- Психология общения,
- Психология диалога,
- Психология конфликтных столкновений,
- Социальная психология,
- Индивидуальное психологическое консультирование,
- Гуманистическая психология,
- Диалогический практикум.
Многие учебные дисциплины также имеют имплицитный диалогический смысл. В их число можно включить общую, возрастную и педагогическую психологию, психологию семьи, психологическую коррекцию, психотерапию, политическую психологию, теорию и методологию психологии, психологию духовного развития и др.
Последовательное исследование диалогического состава и перспектив использования диалогического метода практической психологии в понимании учебных дисциплин в процессе научно-теоретического становления — это важнейшая перспектива развития гуманитарного пространства и мировоззрения будущих практических психологов.
Определение диалогических особенностей психологических проблем и направлений научных разработок становится основным аспектом в ходе постижения оснований и конструкции в образовательном пространстве психологических факультетов.
Диалогический подход в системе методов практической психологии представляет интерес для обучения практических психологов. Он становится конструктивной основой для психологических концепций активного обучения и коммуникации. Это связано с тем, что диалогические представления могут быть представлены в качестве принципов и моделей основных форм и методов.