Диагностика — это выявление, измерение, оценка и анализ индивидуальных особенностей личностного развития ребенка.
Особенности диагностики детей 2-3 лет
Ранняя диагностика умственных нарушений, как правило, осуществляется в раннем возрасте. Этот процесс чрезвычайно сложен, но в то же время крайне необходим. Сегодня известно, что чем раньше начать целенаправленную работу с ребенком, тем более полными окажутся коррекция и компенсация дефекта. В некоторых ситуациях возможно даже предупредить вторичные нарушения развития.
Проблема диагностики детей в возрасте 2-3 лет так или иначе отражена в работах отечественных дефектологов (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Венгера, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгарда, В. И. Лубовского). Потребность в ранней диагностике предопределяется одним из важнейших свойств нервной системы, которое представлено пластичностью. Еще исследования И. П. Павлова показали, что чем моложе будет организм, тем его нервная система будет более пластичной. Она способна при этом гибко реагировать на внешние воздействия.
Роли своевременной коррекционной работы исследователи уделяли много внимания. В частности, практически всю свою жизнь этому посвятил Л. С. Выготский. В своих работах он показал, что в детском развитии присутствуют возрастные стадии, где формирование соответствующего процесса или конкретной функции происходит более быстро. Что еще более ценно, обладают высоким уровнем внутреннего структурирования в этом случае богатые межфункциональные связи. Ни на каком другом этапе достичь подобной полноценности почти невозможно.
В своих исследованиях, посвященных психолого-педагогическому анализу детей в раннем возрасте, ученые опираются на базовые положения отечественной педагогики о том, что развитие психики ребенка происходит при усвоении и присвоении общественного опыта. Для этого необходима активная деятельность ребенка. Известно, что у детей с 2 до 3 лет в качестве ведущей деятельности выступает предметная. В ее процессе развиваются следующие структуры:
- Моторика,
- Восприятие,
- Мышление,
- Речь.
При подходе к выбору методик, позволяющих провести психолого-педагогическое обследования, нужно учесть тот факт, что для ребенка раннего возраста в качестве основного способа усвоения общественного опыта выступает подражание действиям взрослого. Это характерно для тех случаев, когда дети уже способны сотрудничать со взрослыми. Сотрудничество в этом случае представляет собой желание ребенка выполнять задание, которое предлагает взрослый.
Диагностика умственного развития детей
Различные методики направлены на исследование уровня умственного развития детей раннего возраста (2–3 лет). Они необходимы для того, чтобы выявить основные параметры умственного развития ребенка, которые включают принятие задания; адекватность его решения; обучаемость во время диагностики; отношение к результату собственной деятельности.
Задания дают возможность определить возможности умственного развития ребенка:
- Восприятие,
- Выделение соответствующих признаков предмета (величина, цвет);
- Узнавание;
- Наглядно-действенное мышление;
- Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование).
Разносторонний характер диагностирования умственного развития ребенка 2–3 лет дает возможность обнаружить отклонения для последующего определения путей коррекционного обучения. Эти пути специфичны для каждого типа нарушений.
Предлагаемые задания необходимо отнести в состав так называемых невербальных методик. Их можно использовать в отношении испытуемых с любым уровнем речевого развития. Последнее является очень важным, когда обследованию подлежит ребенок с нарушениями речи. Они могут быть первичными или сложившимися в силу интеллектуальной (сенсорной) недостаточности.
Проводя оценку действий ребенка, нужно обратить внимание на важную теоретическую основу. Это может быть концепция «зоны ближнего развития» Л. С. Выготского. В умственном развитии ребенка этот ученый выделяет два уровня: актуальный (тот, который достигнут к настоящему моменту) и потенциальный (связан с зоной ближнего развития). Последний предопределяется через способность ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь на более высокие ступени умственного развития.
Существование более широкой зоны ближнего развития у конкретного ребенка представляет собой более надежный признак успешности последующего обучения, если сравнивать с актуальным запасом знаний и умений. Это предопределяет диагностическую значимость представленного критерия в оценке умственных возможностей с позиции перспективы развития.
Зона ближайшего развития — это не только важный критерий перспектив развития ребенка под влиянием обучения. Этот показатель обладает большим дифференциально-диагностическим значением с точки зрения различения детей с ЗПР и умственно отсталых детей.
Психологические основы диагностики детей в возрасте 2-3 года
Возраст с 2 до 3 лет представляет собой стадию существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего, получив возможность самостоятельно передвигаться, он продолжает осваивать дальнее пространство, самостоятельно вступая в контакт с массой предметов. Многие из них в возрасте 1 года оставались для него недоступными.
В результате подобного «высвобождения» уменьшается его зависимость от взрослого, поэтому начинает бурно развиваться познавательная активность и предметные действия. На втором году жизни у детей можно наблюдать развитие предметных действий, а на третьем году жизни предметная деятельность начинает выступать в качестве ведущей. К 3 годам уже определяется ведущая рука, при этом формируется согласованность действий обеих рук.
При диагностике ребенка в 2-3 года важно обратить внимание на то, что у него интенсивно идет развитие речи. Ее освоение — это одно из основных достижений ребенка в этот период. Если к возрасту один год он приходит практически совсем без речи, имея в словаре всего лишь 10–20 лепетных слов, то уже к трем годам его словарь насчитывает более 400 слов.