Диагностика психического развития — это выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей человека. Психодиагностика представляет собой соединительное звено между общими психологическими исследованиями и практикой.
Основы психологической диагностики
Психологическая диагностика — это область психологической практики. Она реализуется в виде работы психолога, который осуществляет выявление разнообразных качеств, психических, психофизиологических аспектов и черт личности.
Компетенция психологического диагноста включает следующие аспекты:
- Конструирование и апробацию методик;
- Формирование требований к методикам в качестве измерительных инструментов;
- Разработка правил осуществления обследований;
- Определение критериев обработки и интерпретации результатов;
- Обсуждение возможностей и ограничений соответствующих методов.
Диагностика психического развития учащихся основана на методах психодиагностики, которая представляет собой раздел психологии. Она исследует различные принципы, методические приемы и средства, необходимые для построения и использования диагностических процедур, цель которых состоит в определении значений психологических феноменов для установки диагноза.
Диагностика психического развития может иметь дело с переменными и постоянными величинами, которые характеризуют внутренний мир учащегося. Для выделения, описания и фиксации данных величин необходимо провести теоретическую работу в области анализа и обобщения фактов, которые характеризуют психическую реальность школьника.
Данные факты включены в основу теоретических построений и гипотез, проверяющихся с помощью специальных методов. Таким образом, психодиагностика, с одной стороны помогает проверить теоретические построения, а с другой позволяет конкретно воплотить их, двигаясь от абстрактной теории к конкретным фактам.
В некоторых случаях работа в теоретической диагностике психических состояний происходит вне зависимости от теоретических общепсихологических разработок. Психолог выделяет и описывает иногда даже не в научных категориях важнейшие показатели, которые отражают развитие учащегося. Лишь после этого их необходимо осмысливать в более широком теоретическом контексте.
Что касается теоретической психодиагностики, то она непосредственно обусловлена практическим использованием её данных. Практическое диагностирование психических состояний выступает в качестве применения в реальности и конкретных обстоятельствах сложнейших устройств.
Диагностика психического развития младших школьников
Одна из наиболее остро стоящих в психологии проблем представлена проблемой развития человека, включая диагностику его личностных и интеллектуальных возможностей. Диагностические методы дают возможность судить о степени общего психического развития учащихся, а также о причинах развития.
В экспериментальных исследованиях, в первую очередь, ученые выделяют такой целостный (единый) критерий, как понимание младшими школьниками условности речи. Этот показатель дает возможность характеризовать уровень (степень) общего психического развития ребенка младшего школьного возраста.
Понимание условности речи является показателем взаимодействия субъект-объектных отношений в человеческом сознании. Он зеркально отражает отношения с миром и позволяет прийти к пониманию того, насколько гармонично и глубоко субъект связан с окружающим миром.
Понимание условности речи служит показателем того, насколько глубоко тот или иной субъект проникает в суть сказанного (прочитанного), как бы характеризуя его потребность в понимании речи (текста), в осмыслении происходящего. Условность, переносный смысл, являясь обобщенным образованием, проявляется в понимании пословиц, метафор, басен. Она широко распространена в русской культуре.
Кроме условности речи, диагностируя психическое состояние ребенка, важно выявить следующие составляющие:
- Характер и уровень обобщения;
- Словарный запас;
- Степень развития произвольности.
Для исследования достоверных данных и определения показателя понимания условности речи можно использовать различные методики (например, «Пословицы», «Метафоры»).
Психическая диагностика учащихся подросткового возраста
Подростковый и ранний юношеский возраст является стадией раскрытия природных способностей. У ребенка могут появиться особые таланты и положительные черты характера. Возрастное развитие учащихся делится на развитие в подростковом возрасте (с 11-12 до 15-17 лет) и развитие в юношеском возрасте (с 15 до 21 года).
Психологи объединили развитие этих двух категорий в одно целое, поскольку разграничение отличий между подростковым и юношеским возрастом мало. Педагоги-психологи общеобразовательных организаций ведут психологическое сопровождение учащихся всех возрастов в режиме реального времени. Они же могут определить и диагностировать уровень психического развития учащихся.
Особое внимание в ходе диагностики обращается на тех подростков, которые нарушают процесс обучения и сами не хотят учиться. Учителя должны своевременно обращать внимание на таких детей и направлять их на психологическую консультацию и сопровождение.
Диагностика психического развития предполагает определенные нормативы, которые могут быть психофизические, мыслительные, эмоциональный и личностные. Каждая возрастная стадия развития имеет возрастные кризисы (часто это характерно для перехода с одного возрастного этапа на другой).
В процессе диагностики педагог-психолог может взять за основу следующие диагностические мероприятия:
- Аппаратурные методики выявления свойств нервной системы;
- Опросники Айзенка, Русалова, Стреляу и др.;
- Опросник «Анамнестическая схема показателей свойств нервной системы»;
- Опросники, позволяющие определить черты характера и темперамента;
- Тесты, позволяющие выявить свойства нервной системы в зависимости от психомоторных показателей.