Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется через склонность человека к частым и безосновательным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его проявления.
Подходы к определению понятия «тревожность»
Впервые категорию «angstbereitschaft (тревожность)» описал З. Фрейд. Он определял это понятие в качестве готовности к опасности, которая выражается через повышенное сенсорное внимание и моторное напряжение, а также неприятные эмоциональные переживания.
В последующем развитии термин angstbereitschaft (тревожность), разными исследователями истолковыался как «боязливость», «страх», «тревога». Большое разнообразие толкования понятия сводится к трем содержательным аспектам. Тревожность, таким образом, можно определить как:
- характеристику эмоционально-чувственной сферы;
- состояние напряженности;
- личностное свойство.
К. Изард проводил исследования эмоций человека и определял «тревожность» как комплекс эмоций, который включает, в первую очередь, страх и враждебность. Также для нее присуще страдание, стыд, вина и психофизиологическое возбуждение.
В качестве основных показателей, которые отличают тревожность от других эмоций, ученые выделили восприятие ситуации, которая содержит опасность и осознание возможности неуспеха. Так, В.С. Мерлин рассматривал тревожность как склонность людей переживать состояние тревоги, обусловленное свойствами темперамента и являющееся базовым показателем индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучного взаимодействия с окружающими.
Р. С. Немов определял тревожность как человеческое свойство приходить в состояние высокого беспокойства, испытывая страх и тревогу в одной из специфических социальных ситуаций. В психологическом словаре категория рассматривается в виде индивидуальной психологической особенности, проявляющейся посредством склонности человека часто, интенсивно и неадекватно переживать состояние тревоги.
Как личностное свойство тревожность проявляется с помощью когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта. Когнитивный аспект включает чувство собственной некомпетентности и низкой значимости, негативную самооценку, ожидание неудач. Для эмоционального аспекта характерна эмоциональная возбужденность, чувство беспокойства, нервозности, повышенная чувствительность и недостаточная степень контроля своих реакций.
Поведенческий аспект представлен активной или пассивной стороной. Чаще всего — это нерациональные действия в сфере предупреждения или устранения опасности.
Диагностика тревожности
Психологи с целью получить надежный результат и составить более качественное заключение о личностном развитии должны применять несколько (не меньше двух) диагностических методик.
Для диагностики тревожности предусмотрено несколько методик, при этом каждая из них предполагает строгое следование инструкции. Не меньшую роль играет понятное и доступное изложение инструкции испытуемым лицам и строгое следование возрастной границе использования методик.
Применяя тесты для разных возрастных групп, специалист должен обратить внимание на разницу в интерпретации результатов. Также важна особенность подачи материала для каждого возраста, что особенно относится к использованию методик в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В ходе подготовки необходимо осуществить выбор только того стимульного материала, который уже есть в самой методике. Здесь важен порядок предъявления и способы подачи материала, которые оговорены авторами методик.
Самые надежные результаты получаются только при работе с испытуемыми лицами, которые проявляют личный интерес и желание. Любые формы принуждения здесь способны отрицательно повлиять как на самого испытуемого, так и на результат диагностики.
Исследование психических состояний производится в 3 направлениях:
- Изучение осознаваемых компонентов, которые даны через субъективные переживания;
- Изучение выразительных компонентов, которые проявляются с помощью особенностей поведения и пантомимики, результатов деятельности;
- Анализ неосознаваемых проявлений, которые отражены через вегетативные изменения.
В рамках каждого направления для описания состояний человека чаще всего применяются 6 видов информации, включая словесные самоотчеты и самооценки, констатацию интуитивного опыта, сведения клинических наблюдений, поведенческие компоненты, проявление реакций на действие разных стрессоров, изменение (часто ухудшение) в деятельности, вегетативные и физиологические функции.
Коррекция тревожности
Коррекция тревожности достаточно эффективна, прежде всего, у учащихся, которые испытывают так называемую «открытую тревогу». В работе с людьми, тревожность которых проявляется в скрытой форме (они говорят, что не испытывают это чувство, но терпят неудачи по причине невезения, несостоятельности, отношения других людей), психолог обращает внимание на развитие умения анализировать собственные переживания и определять их причины (самоанализ).
Важная стадия работы в области коррекции тревожности в качестве устойчивого личностного образования представлена выработкой критериев собственного успеха. Оценка успеха чаще всего представляет трудности, поэтому многие относительно удачные ситуации они рассматривают как неуспешные. В таких случаях продуктивно обсудить вместе с пациентом объективные показатели успеха в соответствующей ситуации, договариваясь с ним, какой результат он будет считать успешным. Далее эти критерии максимально развернуто записываются применительно к разным ситуациям. После этого в беседах психолог постоянно обращается к данным критериям, побуждая клиента осуществлять оценку результатов.
Ученые считают, что образное представление стрессовых ситуаций и формирование внутреннего положительного отношения к ним с использованием вербализации и подключения дыхательных и физических упражнений, способствует усилению кровотока к мозгу и более эффективному решению конкретной задачи. Данные процедуры положительно воздействуют на состояние вегетативной нервной системы, снимая внутреннее напряжение и тревогу.