Сущность понятия «межличностные отношения»
Межличностные отношения – это отношения, которые складываются между отдельными людьми и сопровождаются переживаниями эмоций, выражающими внутренний мир человека.
Межличностные отношения имеют сложную природу, потому что они отражают как индивидуальные качества личности, так и те нормы, ценности, характерные для общества. Важным звеном в системе межличностных отношений является активность личности. Вступив в самые разные по форме межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и имеет возможность оценить себя с другими в системе отношений.
Любая группа, какой бы возрастной ступени она ни была, имеет свою особую социальную ситуацию развития, которую можно применить и к характеристике малой группы.
В малой группе общественные отношения выступают в форме конкретных личных контактов.
В отношении малой группы довольно часто употребляется понятие «коллектив», который, как правило, достигает высокого уровня социально-психологической зрелости. Эта сформированная группа людей занимается работой, полезной обществу.
Формирование таких групп происходит в результате взаимодействия индивидов, когда приходится совместно решать какие-то конкретные задачи, а основным условием этого являются межличностные отношения.
В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния и психологические особенности взаимодействующих людей.
Межличностные отношения, Я. Л. Коломинский, например, определяет как информационное и предметное взаимодействие. В ходе этого взаимодействия происходит формирование межличностного общения и его реализация.
Сегодня в психологической литературе много разных точек зрения по поводу роли межличностных отношений в системе жизнедеятельности человека.
По мнению Г. Т. Хоментаускаса понимание и анализ межличностных отношений опирается в различных подходах на разные психические детерминанты личности.
Главной специфической особенностью межличностных отношений является их эмоциональная основа, считает Г.М. Андреева, т.е. они образуются и складываются на основе определенных чувств, которые рождаются у людей по отношению друг к другу.
При взаимном интересе партнеров и желании его выслушать, возникают межличностные отношения.
По мнению Н. Н. Обозова, межличностные отношения всегда являются «субъект-субъектными», которые характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью.
На развитие межличностных отношений может оказать свое влияние пол, возраст, свойства характера, национальность, специальность, состояние здоровья и др.
Отношения между отдельными людьми, по мнению Г.М. Андреевой, делятся на:
- неофициальные и официальные;
- личные и деловые;
- эмоциональные и рациональные;
- отношения руководства и подчинения;
- первичные и вторичные.
Таким образом, согласно точки зрения российского психолога Н.Н. Обозова, межличностные отношения представляют собой неотъемлемое условие нормального функционирования общности людей.
Коррекция межличностных отношений
Повысить эффективность общения позволяет социально-психологический тренинг, который является одним из методов коррекции и организационно-психологического воздействия.
Тренинг имеет строго очерченную предметную область, диапазон применения и ограничения, являясь частным методом психологического воздействия. Его эффективность существует только в рамках системной социально-психологической подготовки и, наконец, он не может толковаться расширительно и подменять групповую психотерапию.
Практические отношения между тренингом и групповой психотерапией довольно непростые - тренинг сенситивности направлен на развитие психологической чувствительности участников, однако выступает в качестве вспомогательного приема через методы групповой психотерапии.
Социально-психологический тренинг общения является сплавом тренинга сенситивности и организационного развития.
Проблемой групповой коррекции является перенос приобретенного в группе опыта, в реальную жизнь. По мнению К. Роджерса, чем выше престиж и статус человека в обществе, тем труднее ему вступить в открытые психологические отношения с другими.
По Роджерсу схема группового переноса начинается с того, что человек меняет отношения с близкими людьми (муж, жена, родители, дети), затем возникает эффект в ситуациях, когда человек чувствует себя компетентным, медленнее проявляется результат в отношениях с коллегами и, наконец, приходят изменения в организационную структуру и организационные процедуры.
Многие психотехники в групповой работе применяют различные подходы – психодраматический подход, гештальт-терапию, социальный психоанализ, биографический метод и др.
У человека есть три репрезентативные системы, благодаря которым он воспринимает информацию об окружающем мире – визуальная, аудиальная, кинестетическая. Развиты они по-разному, у кого-то лучше одна система, у другого – другая. Отсюда, успешное общение зависит от того, какие системы используют партнеры по общению – одинаковые или разные.
Каждый человек создает свою картину мира и совсем не значит, что они похожи на реальную жизнь. Изменению индивидуальной картины мира помогает техника лингвистического анализа и программирования.
В психологических тренингах, какую бы форму они не имели, стиль ведения группы будет определяться теоретическими воззрениями ведущего, его опытом и индивидуальными особенностями. Однако во всех групповых работах присутствует групповой эффект, при этом основная функция тренера – это управление групповым процессом.
Большое значение в достижении целей тренинга имеет роль ведущего, определение им этических правил, регламентирующих отношения с группой.
Формирование психологической компетентности происходит непосредственно в ходе групповых дискуссий и ролевых игр.
Групповая дискуссия является базовым методом для реализации и освоения общения – такая дискуссия проясняет собственную позицию, выявляет многообразие подходов и точек зрения по тому или иному вопросу. Групповая дискуссия развивает умение импровизировать и действовать за рамками предусмотренного.
Диагностика межличностных отношений в группе
Психодиагностическая оценка межличностных отношений классифицируется по различным основаниям – по объекту, по задачам, по особенностям используемых методик, по исходной точке отсчета диагностики межличностных отношений.
Существует общепринятая классификация психодиагностических методик межличностных отношений:
- Диагностика отношений на основе субъективных предпочтений, типичным примером которой является социометрический тест Дж. Морено. Суть диагностики состоит в субъективных предпочтениях членов группы по определенным сферам, данные обрабатываются отдельно по каждому критерию, составляются матрицы и графическое отображение полученных данных;
- Методика косвенной оценки межличностных отношений, суть которой состоит в том, что субъект выбирает положение в пространстве относительно другого лица или группы, зависящее от его межличностных отношений. Расстояние будет более близкое при положительном эмоциональном отношении;
- Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации – ситуационный тест Р. Бейлса. Схема, разработанная Бейлсом, дает возможность по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. Обученный наблюдатель по этой схеме может кодировать каждое взаимодействие по 12 показателям в любой малой группе. При обработке подсчитывается число наблюдаемых реакций по выделенным категориям и полученные данные графически отображаются;
- Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации – обработка заключается в подсчете общего количества баллов по шкале – соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание. Результаты отображаются графически;
- Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений – тест цветовых конструктов А.М. Эткинда. Основой метода является предположение о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях, т.к. цветовая сенсорика имеет тесную связь с эмоциональной жизнью человека;
- Методика В. Хьюлса «Рисунок семьи»;
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, представляющая собой набор лаконичных характеристик, с помощью которых испытуемый оценивает свое актуальное «Я».