Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой деятельности: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Далее рассмотрим понятие деятельности, а также ее основные виды. Рассмотрим виды деятельности по мере становления личности: игровая, учебная и трудовая деятельность.
Понятие деятельности
Деятельность – это определенная система взаимоотношений субъекта с окружающим миром, в которой индивид сознательно воздействует на объект с целью удовлетворения своих потребностей
Структура деятельности представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура деятельности
Игровая деятельность
Понятие игры и игровой деятельности
-
К. Гросс сделал первую попытку классифицировать детские игры.
-
П. П. Блонский. По мнению П. П. Блонского, игра представляет собой особую группу, которая включает в себя несколько видов деятельности.
-
Д. Б. Эльконин рассматривал игру как отдельную деятельность детей.
Игра – это ведущий тип деятельности дошкольников. Игра – это особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта человечества.
Этапы развития игры
Д. Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:
-
Предметно-манипулятивная игра. Здесь действия ребенка сводятся к подражанию.
-
Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений.
-
Игра с правилами.
Далее изучим роль игры в развитии психики ребенка.
-
Игра как способ изучения особенностей межличностного взаимодействия.
-
Игра как способ изучения особенностей соподчинения мотивов.
-
Развитие нравственных инстанций.
-
Формирование качественно новых мотивов.
-
Формирование и развитие новых продуктивных видов деятельности.
Структура игры
По мнению Д. Б. Эльконина, в структуру игровой деятельности входит пять элементов.
-
Роли, которые были распределены перед началом игры.
-
Игровые действия.
-
Игровые предметы.
-
Взаимоотношения детей в процессе игры.
-
Сюжет игры.
Учебная деятельность
Учебная деятельность может отождествляться с процессом учения, однако это не совсем верно. По Д. Б. Эльконину, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Также учебная деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться некими мотивами.
Учебная деятельность – это деятельность индивида, в процессе которой он овладевает способами учебных действий. Кроме того, такой вид деятельности направлен на самого субъекта (ребенка) и помогает личностному развитию и вращиванию культурного опыта.
Сущность учебной деятельности и ее результат
Учение и обучение тесно связаны и составляют двусторонний процесс, который заключается в:
-
Передаче знаний,
-
Усвоении знаний.
Сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика.
Результат учебной деятельности.
В результате учебного процесса происходит овладение определенными навыками, умениями и знаниями. Одним из важнейших результатов учебной деятельности является научение ребенка учиться самостоятельно.
Компоненты учебной деятельности
1. Мотивация. В учебной деятельности выделяют несколько групп мотивов, но «истинными» мотивами являются только учебно-познавательные мотивы.
-
Учебная задача. Учебной задачей является такая задача, которая заключает в себе то, что необходимо усвоить ученику. Также учебная задача включает в себе группу заданий, которые направлена на усвоение какого-либо общего способа действий.
-
Учебные операции. Если учебная задача содержит в себе все то, что помогло бы усвоению общих способов действий, то учебные операции как раз – это то, с помощью чего происходит практическое усвоение того или иного заложенного в задачу способа действия.
-
Контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя.
Трудовая деятельность
Трудовая деятельность человека представляет собой определенную линию его социального поведения. Трудовая деятельность – ряд действий, совершаемых трудовыми организациями.
Задачи трудовой деятельности
Выделяют следующие задачи трудовой деятельности:
- Создание материальных благ,
- Оказание различных услуг,
- Разработка идей,
- Анализ и накопление различного рода информации,
- Развитие личности человека.
Свойства трудовой деятельности
Трудовая деятельность человека, как правило, имеет общие свойства. К ним можно отнести:
- Набор трудовых операций,
- Набор определенных личностных качеств работников,
- Материально-технические условия трудовой деятельности,
- Способ организации трудовой деятельности.