Цифровое поколение — это дети, которые родились после 2004 года. Они быстрее взрослеют и очень легко ориентируются в Глобальной сети. Это опытные потребители, которые знают, чего хотят и каким образом это получить.
Представители поколения Z
Представители цифрового поколения (поколения Z) ценят свое время, стараясь тратить его максимально эффективно. До этого воспитание поколений происходило с помощью книг, а дети из поколения Z максимум способны прочитать короткую статью или мини-новость. Они предпочитают формат коротких видео и статусов в социальных сетях. Все это приводит к появлению фрагментарного (клипового, поверхностного) мышления.
Среди детей поколения Z очень много интровертов. Представитель поколения Z — это синоним понятия «цифровой человек». Такие люди настолько привыкли к разным электронным гаджетам, что не могут уже без них существовать. Это обусловлено тем, что они родились в то время, когда устройства стали использоваться повсеместно.
Человек цифрового поколения обладает мощным иммунитетом к рекламе, поскольку привык к ней с детства. Он не поклоняется брендам, как это делали люди прошлых поколений. Для него важна экологичность продукции, ее польза и возможность использования в развитии его как личности.
Для детей этого поколения характерно то, что они не всегда отличают виртуальную жизнь от реальной. Помимо этого, они могут отказаться от привычного получения образования, не видя в нем смысла и объясняя это отсутствием практического применения знаний, которые они получают в школе и институте. Тем не менее, многие занимаются самообразованием, изучая, например, иностранные языки, не выходя из дома.
Отличие цифрового поколения от других поколений
Дети поколения Z полностью погружены в интересующиеся их темы, используя при этом информацию из Сети. Отмечено, что многие из них еще в ходе обучения в школе начинают зарабатывать больше, чем их родители. Это связано с тем, что возможности относительно легкого заработка зачастую появляются в интернете.
Это поколение не очень уважает физический труд, относясь к нему даже несколько пренебрежительно. Цифровое поколение больше зациклено на самовыражении и саморазвитии, часто пользуется планшетами и устройствами 3D-реальности, интересуется наукой и технологиями.
Отличие цифрового поколения от людей из других поколений состоит в следующем:
- «Технологии будущего» для цифрового поколения становятся будничной реальностью;
- Использование мультимедийных технологий, общение в информационном обществе;
- Зависимость от цифровых технологий и гаджетов;
- Нетерпеливость и сосредоточенность в основном на краткосрочных целях, меньшая амбициозность и др.
Поколение Z «связано» между собой с помощью интернета в целом, YouTube, мобильных телефонов, SMS и MP3-плееров. Все это в новом поколении Z становится синонимом английского термина Digital Native («Цифровой Человек»). Родителей таких детей называют «Digital Immigrant», поскольку в их детстве не было большинства всего этого.
Сегодня интернет не ограничен домашними компьютерами, он моожет быть доступен в любое время благодаря новым карманным устройствам.
Особенности детей из цифрового поколения
Дети цифрового поколения в большей степени ориентированы на потребление и более индивидуальны. Они не стремятся к коллективизму и не любят быть частью определённых групп, настаивая на своем праве принимать решения.
Если встает выбор между личной встречей или общением в виртуальном пространстве, то человек поколения Z чаще отдаст предпочтение обсуждению с помощью электронной почты или службы мгновенных сообщений.
Психологические особенности цифрового поколения детей связаны с тем, что многие из них практически живут в Сети как в реальном мире.
Детей данного поколения отличает то, что они максимально приближены к источникам информации, с которыми умеют хорошо работать уже с детства. Они фактически рождаются с мобильным телефоном в руке, а их первая игрушка зачастую — какой-то гаджет. Те, кому сейчас более 30 лет, воспитывались еще на книгах, а поколение Z стало мыслить абсолютно другими категориями.
Основная отличительная особенность психики нового поколения – это клиповое мышление. Такое мышление представляет собой способность кратко и красочно воспринимать окружающий мир с помощью ярких посылов, воплощенных в форме видеоклипов, теленовостей и др.
Клиповость связана с такими явлениями массовой культуры современности, как рекламный и музыкальный ролик (клип, лента телевизионных новостей). Формат клипа сам по себе предполагает сочетание сжатого объема сведений в короткий фильм, который продолжается от нескольких секунд до нескольких минут.
Для таких роликов характерны следующие особенности:
- Небольшое событие или история в содержании;
- Ограничение объема фантазией создателя;
- Разорванность времени в клипе фрагментарно, что отличает его от реального времени через набор факторов;
- Отсутствие длительности, когда любое действие способно приводить к немедленному результату;
- Частое отсутствие преемственности и связанности событий.
Дети воспринимают клипы, из которых выпадают целые звенья событий и часто происходит потеря видения процесса в качестве единого и непрерывного явления. Таким образом, психологические особенности детей из цифрового поколения связаны с тем, что становится непонятно, каким образом действуют причинно-следственные связи и как целая цепочка предпосылок способна привести к определенному результату.
Старое поколение считает, что житейская мудрость и опыт нарабатываются только со временем, но для нового поколения традиции и ритуалы утрачивают свой смысл. В личной, общественной и политической жизни человеческое сознание работает другим образом, что часто приводит к столкновениям мнений поколений.