Понятие ценностей в психологии
Ценность – это положительная или негативная потребность для отдельного индивида, группы индивидов или социума в целом. На сегодняшний день ценности в большей степени представлены как некоторый объект влечений, а в более широком смысле - как смысл бытия.
Стоит отметить, что ценность связана напрямую не с каким-то отдельным предметом, а с отношением к нему индивида. Все ценности делятся условно на две группы, а именно:
- материальные, также называемые утилитарными;
- духовные, также называемые возвышенными.
В процессе жизни и накопления жизненного опыта у личности вырабатываются ценности, отражающие не только смысловое, но и эмоционально переживаемое отношение к жизни.
Под личностями ценностями понимают некоторый механизм детерминации личной жизнедеятельности различного рода социокультурными регуляторами, которые существуют в психологической структуре личности, при этом проявляясь в качестве некоторой связующей составляющей между духовной культурой социума в целом и духовным миром отдельной личности. Процесс интериоризации ценностей в ценности личностные может осуществляться с некоторыми аномалиями. Стоит отметить, что как нормальное, так и девиантное формирование ценностной сферы личности осуществляется под прямым влиянием первичных малых групп – семьи, как правило, отца и матери.
Влияние отца по формирование модели поведения дочери
На современном этапе развития психологии большое количество ученых, занятых исследованием феномена отцовства приходят к единому выводу, что отцовство имеет социально-культурную природу. В психологии такой подход к рассмотрению природы и развития родительства получил название культурно-исторического.
Российские специалисты в области семьи и брака, полагают, что значительная доля преобразований в семье вытекает из процесса развития общества и непосредственно связаны с рядом крупных социально-экономических изменений в современном социуме. Психологи приходят к мнению, что сложившаяся ситуация говорит о нормативном «кризисе развития семьи», и отмечают положительные изменения в том, что на современном этапе развития пересматриваются и перераспределяются роли и функции родителей, формируются новые ценности и новые возможности для реализации личности, в частности в рамках принятия и реализации роли отца.
Культурная и социальная детерминация отцовства подразумевает непосредственное влияние культурных норм определенного социума, а также сложившихся в нем межличностных отношений, в которые включён мальчик, с момента рождения на его представления и реальное поведение в роли отца.
Психологи на сегодняшний день выделяют огромное число различных факторов, каждый из которых может быть условно обозначен как культурно-исторический или социальный, например:
- тип семьи, который является наиболее типичным для определенной культуры или этапа развития социума;
- верования народа, его мифология и представления о религии;
- экономические условия, под которыми понимают средний уровень дохода, экономическую уступчивость в социуме, общий уровень безработицы и т.д.;
- социальные стереотипы маскулинности и феминности, отцовства и материнства, которые являются наиболее типичными для конкретного социума, отношения мужчины с семьей;
- личность ребенка, а именно его половая принадлежность, возраст, особенности развития и реализации модели поведения.
В формировании определенного стиля реализации родительской роли отца, которая оказывает непосредственное влияние на развитие личности дочери, выделяют три уровня:
- уровень общества, в рамках которого выделяют непосредственное влияние общественных факторов на представление личности от особенности роли отца;
- уровень первичной семьи, подразумевает влияние представления родителей на представления личности об отцовской роли;
- уровень личности: влияние мнения индивида, сформированного под влиянием огромного количества факторов, на представления об роли отца.
Изучение ценностей на уровне поведения, то есть индивидуальных приоритетов позволило выявить достаточно существенные различия в ценностях традиций и достижений. Для отцов, включённых в воспитательную деятельность имеют значение традиции, и они менее ориентированы на достижения. Среди наиболее существенных и важных ценностей отцов на уровне нормативных идеалов, которые отцы пытаются передать собственным дочерям, выделились: безопасность, достижения и самостоятельность, при этом наименьшую значимость приобретают традиции.
Стоит отметить, ценностные ориентации мужчин, которые только оживают появление ребёнка, в большинстве случаев приближаются к ценностному пространству отцов. При этом отцы, принимающие активное в воспитании дочери, как правило, не имеют склонности к подчинению и принятию чужого мнения, что пытаются привить собственным дочерям, однако, являются более избирательными в проявлении добрых отношений. Для мужчин как уже имеющих детей, так и ожидающих из появления в большей степени характерна слабость традиций, возможно, это связано с некоторой размытостью представлений о воспитании в отдельном социуме, когда старые традиции социалистического воспитания уходят в прошлое; но и традиции воспитания на уровне семьи также подвергаются пересмотру.
Таким образом, в рамках исследований психологов были выявлены ценностные ориентации отцов, которые принимают непосредственное участие в воспитательной деятельности дочерей, приобретающих роль значимых на данном этапе отцовства, на достижение которых мужчина в большей степени направляет свою активность. Подобными нормативными ценностями, которые отцы прививаются дочерям, являются достижения, самостоятельность и безопасность, а на уровне поведения - самостоятельность, безопасность и добро.