Дружба как форма межличностных отношений
Дружба – это устойчивые, индивидуально-избирательные межличностные отношения, в основе которых лежит доверие, взаимная симпатия, искренность, общие интересы и увлечения.
Ещё в древности Аристотель делал попытку выделить среди разных типов дружбы, дружбу настоящую. В большинстве случаев слово «дружба» с нашими представлениями о настоящем друге, имеет мало общего. Можно назвать четыре значения этого слова.
Первое значение – это взаимоотношения со знакомыми, к которым относится значительная часть людей, считающихся друзьями и выделяемых из окружающей массы. Об этих людях можно многое знать, общаться с ними, оказывать им помощь. Отношения с ними могут быть очень хорошие, но, далеко, не откровенные. К подобным отношениям могут примешиваться вражда, зависть, сплетни, а за внешне дружескими отношениями могут прятаться глубинные конфликты. Эти различные типы отношений нельзя назвать дружбой. В этом случае употребление слова «Дружба» будет неверным.
Во втором значении – это коллективная солидарность и она отличается от дружбы. Солидарность не имеет ничего личностного, поскольку, человек, одетый в тоже платье будет другом, о котором ничего не знаешь. Такая форма солидарности существует в церкви, сектах, партиях.
Христиане зовут себя братьями, но ничего друг о друге не знают. Эти отношения являются не чисто личностными, а коллективными.
Третье значение слова – функциональные отношения, относящиеся к типу личностных связей, в основе которых лежит социальная функция. Подобная дружба носит «утилитарный» характер, например, дружба между политическими деятелями. Данные отношения будут длиться, пока существует интерес, требующий общей заботы. К этому же типу межличностных отношений относятся отношения с соседями по дому, отношения с коллегами по работе и др.
Четвертое значение – это симпатия и дружелюбие, это та категория людей, с которыми приятно и хорошо, но и здесь слово «дружба» надо употреблять очень осторожно, потому что такие отношения могут быть непродолжительными и поверхностными.
Дружба может быть представлена в таких видах:
- духовная,
- творческая,
- будничная,
- семейная.
Духовная дружба обогащает и дополняет друг друга, когда друзья чувствуют себя не похожими и восхищаются теми качествами друга, которых не имеют сами. Творческая дружба позволяет сохранять яркую индивидуальность другого, помогает творчески дополнять личность каждого. Для будничной дружбы необходима территориальная близость, друзья должны жить рядом, помогать друг другу, оказывать услуги, подкреплением такой дружбы является постоянный повод для встреч. Такой тип дружбы как семейная, предполагает, что друг одного становится другом всей семьи. Здесь можно говорить о дружбе семьями.
Дружба в подростковом возрасте
Основные черты характера складываются к подростковому возрасту, и у каждого формируется свой набор индивидуальных особенностей. Каждый подросток, независимо от своих индивидуальных особенностей, приобщается к коллективу сверстников, причем выбор друга всегда является делом индивидуальным. Подросток очень нуждается в друге, поиск которого является в его жизни важным моментом. В дружбе подросток формирует общественно ценные качества – уважение, внимание, чуткость, коллективизм, готовность оказать помощь.
Постепенно дружба, как бы, взрослеет, и подросток начинает предъявлять к другу высокие человеческие требования, т.е. друг должен уметь понимать, сопереживать, сочувствовать. В представлении подростка хороший друг – это тот, кто поможет, не предаст, не подведет, не свалит вину на других, не ссорится по пустякам, умеет хранить тайну, откровенен.
Друг становится конкретным образцом, который помогает подростку определить требования к своему поведению. Часто бывает и так, что поиск образца поведения, выливается в поиск друга. Подросток ищет то, что соответствует его новым потребностям, рождающимся идеалам. В друге подросток ищет взаимопонимание, душевную тонкость, сопереживание и особенно высоко ценит верность и солидарность.
Подросток высоко ценит глубину и широту знаний, силу, ловкость, выносливость, разнообразие интересов. Однако укреплять и поддерживать надо не всякую дружбу, есть такие образцы поведения, которые могут повести подростка не по правильному пути. Когда общение не складывается с тем, с кем хочется, возникает конфликт или охлаждение, подросток ищет новую сферу общения и может выйти на случайные и нежелательные контакты.
Способы влияния родителей на дружеские отношения подростка надо выбирать с осторожностью. Специалисты не советуют использовать прямые запреты, чтобы избежать обратной реакции. Если подросток будет укрепляться в такой дружбе, то она просто будет тайной и возможность контролировать эти отношения будет невозможно.
Более эффективным может оказаться открытый разговор и показ конкретных негативных поступков «друга». Подобные разговоры должны обязательно быть конкретными, а не об условных плохих мальчиках и девочках. Цель таких разговоров – развенчать образец кумира.
Дружба в подростковом возрасте – это глубоко интимное явление, это часть духового мира подростка. В подростковом возрасте основная особенность связана с формированием нового уровня самосознания, когда подростку важно разобраться в себе, в своих удачах, неудачах, в отношениях с товарищами и взрослыми.
Переживаемые им трудности формируют личность – одни становятся чрезмерно уверенными в себе, другие сильно ранимы, одни хорошо приспосабливаются к мнению окружающих, а другие замыкаются. Однако многие подростки минуют разные препятствия благополучно и развиваются гармонично и бесконфликтно. Путь формирования личности, по которому пойдет подросток, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этих «случайностей» всегда стоят взрослые.
Межличностные отношения подростков
Значимость отношений с другими людьми являются важными и актуальными для любого возраста, но в подростковом возрасте их значимость усиливается. Отсюда актуальнейшей темой современной психологии должно быть становление и развитие межличностных отношений подростков.
У детей очень рано возникает потребность в общении со сверстниками и усиливается с возрастом. Развитие коммуникативных способностей и самосознания даже у дошкольников слабо развивается при отсутствии общества сверстников.
Общение со сверстниками дает подростку важный канал информации, через который он узнает необходимые вещи, например, по вопросам пола, также это специфический вид межличностных отношений.
Совместная деятельность в группе вырабатывает навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективу и отстаивать свои права. В общении со сверстниками подросток получает ценную жизненную школу.
Наконец межличностные отношения подростков являются специфическим видом эмоционального контакта, подросток, осознавая групповую принадлежность, солидарность, товарищескую взаимопомощь получает важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Основой психологии общения в подростковом возрасте является противоречивое переплетение двух потребностей. Во-первых, потребность в принадлежности к какой-либо группе, обособление от контроля старших. Идет усиление потребности в социальной и пространственной автономии, неприкосновенности личного пространства. С другой стороны, существует напряженное одиночество, чувство неудовлетворенной потребности в общении. Это чувство одиночества порождает жажду общения и группирования со сверстниками, где они хотят найти эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание своей значимости.
Многие подростки, ощущая эту напряженную потребность в общении, стремятся находиться в любой компании, если нет своей. У мальчиков эта потребность особенно сильна.
Один подросток ищет в обществе сверстников признания своей ценности и подкрепления самоуважения, для другого важна эмоциональная сопричастность. Третьему необходима недостающая информация и коммуникативные навыки, а четвертый реализует свою потребность командовать другими. Эти мотивы и переплетения, чаще всего подростками не осознаются.
В подростковом возрасте, таким образом, во взаимодействии со сверстниками осваивается сложный мир человеческих связей и постигается сущность собственного «Я».