Божович Лидия Ильинична, советский психолог. Автор24 — интернет-биржа заказчиков и авторов">
Божович Лидия Ильинична (11 января 1908 – 21 июля 1981) – русский психолог, доктор психологических наук, профессор, ученица Л. Выготского.
Краткая биография
Родилась в 1908 году в городе Курск (Курской губернии). Закончив курскую среднюю школу, в 1923 году поступила учиться в МГУ. После окончания университета некоторое время работала в качестве воспитателя в психоневрологической школе-санатории в деревне Анкудиновка (Горьковская область), затем завучем в этой же школе. В 1931 году вышла замуж и вернулась в Москву.
В 1931-32 гг. была ассистентом на кафедре психологии в Академии коммунистического воспитания, В 1932 году переехала в Харьков, где начала работать в качестве старшего научного сотрудника психологического сектора (Всеукраинская психоневрологическая академия). В это время учёного интересовали вопросы детского восприятия, особенностей мышления, воображения, проводились экспериментальные исследования, направленные на изучение потребностей и мотивов; разрабатывались теоретические аспекты общей и генетической психологии, педагогической психологии.
1932-1924 гг. – занималась преподаванием психологии в медико-психологическом институте (г. Харьков). Затем снова Л.И. Божович переезжает в Москву, где на протяжении пяти дет (1935-1940) занимает должность старшего научного сотрудника в лаборатории педагогической психологии в коммунистическом институте просвещения (г. Москва). В 1938-1940 гг. является доцентом на кафедре психологии в Полтавском педагогическом институте, в 1940-1941 гг. – Харьковском государственном педагогическом институте.
На протяжении 1941-1944гг. находилась в эвакуации, где работала в качестве старшего преподавателя психологии и педагогики в учительском институте (г. Нижне-Ломовск), а затем выполняла должностные обязанности начальника отделения трудовой терапии в эвакогоспитале (г. Кыштым).
После окончания войны на протяжении 30-и лет (с 1944 по 1976 гг.)была старшим научным сотрудником, а затем профессором-консультантом в отделе, занимающемся вопросами детском психологии при институте психологии АПН РСФСР.
Вклад в науку
Л.И. Божович на протяжении всей жизни занималась разработкой проблем педагогической и детской психологии, в рамках которых разрабатывались теоретические и практические аспекты формирования личности ребёнка, мотивации, а также проводились экспериментальные исследования, направленные на изучение аффективного конфликта, самооценки, уровня притязаний детей на разных возрастных этапах, обоснованы особенности личностной направленности, разработаны условия формирования гармонической личности детей. Кроме перечисленных проблем, Л.И. Божович интересовали вопросы волевого регулирования поведения, познавательных интересов и особенностей их формирования у детей школьного возраста, экспериментальному исследованию подверглись: оценочная и мотивационно-потребностная сферы личности, особенности формирования устойчивости личности.
Много внимания автором уделялось изучению трудов Л.С. Выготского, представлена теоретическая сущность волевого поведения и гармоничного развития личности.
Основные труды
Л.И. Божович является ведущим отечественным психологом, на труды которого часто ссылаются не только студенты ВУЗов, но и уже известные авторы. Ей были написаны фундаментальные научные труды, статьи, монографии, основными из которых являются:
- «Этапы формирования личности в онтогенезе»;
- «Очерки психологии детей»;
- «Личность и её формирование в детском возрасте);
- «Проблемы формирования личности» и ряд других исследований, которые не единожды переиздаются в современных условиях развития образования в России.