Становление Ломова как ученого
Ломов появился на свет 28 января в $1927$ году в Нижнем Новгороде. Уже в период обучения в школе Борис Федорович отличался достаточно высоким уровнем интеллекта, любознательностью, трудолюбием. Учась в старших классах, Ломов заинтересовался психологией. После окончания школы он поступил на факультет психологии в Ленинградский государственный университет.
Он слушал лекции многих известнейших психологов: Леонтьева, Теплова, Ананьева. В период учебы в университете Ломов активно занимался научной работой и издавал первые статьи. Он собирал данные разных исследований, теоретические разработки в области психологии и сводил их к определенному выводу. Так зарождался его принцип системности как главный инструмент психологического познания.
После $1950$ года Ломов обратил свое внимание на проблемы существования человека в производственной жизни. Молодой ученый успешно разработал несколько способов внедрения теории психологии в общественно-трудовую практику. Его труд «Человек и техника: очерки инженерной психологии», вышедшая в свет в $1966$ году, разошласьбольшим тиражом и применялась многими руководителями-производственниками. Ломов в ней предложил в несколько практических методов для повышения производительности труда, которые были основаны на психологических законах.
Ломов стал одним из ведущих специалистов в сфере инженерной психологии.
Борис Федорович принял непосредственное участие в создании Института психологии в Москве и в $1972$ году возглавил его.
Ломов был еще и талантливым педагогом.
Принцип системности в психологии
В $1975$ году Ломов в журнале «Вопросы психологии» опубликовал статью «О системном подходе в психологии». Обосновав системный подход, он основывался на том, что психические явления включаются во взаимосвязь процессов всего материального мира, выражают единство живых организмов. Психическое является отражением действительности и отношения к ней, как социальное и природное, как бессознательное и сознательное. Психику, Ломов считал многомерной, иерархической, организованной, динамически целой системой.
Ядро системного подхода, по его мнению, образуют шесть главных принципов:
- психические явления воспринимаются как качественная единица, внутреннее условие взаимодействия и взаимосвязи объекта со средой, как совокупность качеств, которые приобретаются индивидом, а также как результат активности всех микросистем организма;
- психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах измерения;
- система психических явлений складывается из уровней, а психика разделяется на когнитивную, регулятивную, коммуникативную и каждая из них также разделяется на подуровни;
- свойства человека складываются в единое целое, в пирамиду: на вершине которой находятся основные психические свойства, а в основании лежат свойства их раскрывающие, грани же символизируют категории свойств;
- целостное познание психических явлений должно учитывать всю множественность его детерминант;
- психические явления следует изучать в их развитии и динамике.
Данные принципы свидетельствуют о полисистемности бытия человека и интегральности его психических свойств.
Ломов умер в Москве 11 июля в $1989$ году. Он оставил после себя заметный след во многих сферах отечественной науки, занимался проблемами инженерной и общей психологии, вопросами памяти, осязания, зрительного восприятия.
В Институте психологии, который был создан при участии Бориса Федоровича Ломова и под его непосредственным руководством, обучалось много известных психологов, проводились исследования различных проблем психологии.