Большие социальные группы — это общности людей, , члены которых, не имеют непосредственных контактов между собой, и связаны опосредованно психологическими механизмами групповых коммуникаций.
Особенности больших социальных групп
Организованные большие социальные группы представляют собой классы, этносы, политические организации, религиозные конфессии. Неорганизованными большими группами считаются массовые движения и толпы.
Большие образования в виде социальных групп принято делить на два типа:
- Группы, созданные стихийно и существующие относительно короткое время (например, аудитория, толпа, публика);
- Группы, сформированные в процессе исторического развития общества и имеющие долговременный период существования (например, класс, этническая группа, нация, половозрастная группа, профессиональная группа).
В качестве регуляторов социального поведения больших групп выступают нравы, обычаи и традиции. Еще одной характеристикой считается образ жизни группы, представленный ее интересами, ценностями и потребностями. Для большой группы, в первую очередь для этнической, важно использование общего языка. В других больших группах в качестве такового может быть использован жаргон.
Любая сквозная характеристика группы наполнена соответствующим содержанием. Большинство ученых рассматривают две части содержания большой группы: психическая часть устойчивого образования (характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы) и эмоциональная часть большой группы (потребности, настроения, интересы).
Психический склад группы и психический склад личностей, которые в нее входят, не совпадают. Для анализа больших социальных групп, как правило, используют межкультурные, сравнительные исследования. Здесь необходимы методы социологии, этнографии и языкознания. Социально-психологический анализ больших социальных общностей заключается в определении связи между психологическими характеристиками и образцами поведения ее участников.
Особенности массовых явлений
Стихийные группы и массовые явления включают кратковременные объединения большого количества участников. Среди них отдельно стоит выделить толпу (массу, публику). Одним из основных факторов формирования таких групп является общественное мнение в качестве выражения массового сознания.
Толпа как массовое явление формируется на улице по причине различных событий (например, митинг, ДТП).Время ее существования будет зависеть от значительности инцидента. Так, толпа зевак быстро растворится, но может и перейти в действие (беспорядки). Стихия всегда является основным фоном толпы, который способен привести к агрессии.
Масса представляет собой более стабильное образование, наделенное нечеткими границами. Она включает членов общества, которые осознанно собрались для определенной акции:
- Манифестация,
- Демонстрация,
- Митинг.
Лидеры массовых явлений обычно известны изначально, а в массовых действиях участвуют представители групп и движений. Толпа и масса, как правило, разнородны по составу. Толпа как массовое явление может быть простой (окказиональной), экспрессивной (группа лиц, которые вместе выражают определенное чувство), конвенциональной (например, болельщики), действующей, спасающейся.
Формирование стяжательных толп происходит на предприятиях торговли при реализации товаров, которые пользуются большим спросом. Для агрессивных толп характерна высшая степень эмоционального возбуждения и особо тяжелый характер противоправного поведения.
Массовое настроение заключается в более или менее устойчивом эмоциональном состоянии общности, которое способно окрашивать все переживания. Слухи в этом случае представляют собой недостоверные или частично достоверные сведения о каких-либо событиях. Как правило, они исходят от одного лица или группы, не подтверждены ничем другим и устно передаются от одного лица другому.
Психологическое воздействие слухов как массового явления состоит из трех стадий: операционной (воздействие субъекта), процессуальной (принятие / непринятие, воздействие через объект), результата (ответных реакций). Они как последствия перестройки психики объект играют роль обратного воздействия.
Публика в качестве массового явления представляет собой кратковременное собрание людей с целью совместного времяпрепровождения по причине какого-либо зрелища (например, болельщики на трибуне стадиона, поклонники на концерте любимого исполнителя). Публика, собравшаяся в замкнутом помещении, называется аудитория.
В публике работают законы массы. Если здесь возникает инцидент, то ее неуправляемость гарантируется. В таких объединениях в качестве источников информации, кроме средств массовой информации, часто выступают слухи и сплетни, имеющие собственные законы распространения. В этой сфере есть специальные способы воздействия, представленные заражением, подражанием и внушением.
Заражение является бессознательной подверженностью индивида психическим состояниям. Ее передача происходит с помощью эмоционального состояния, что приводит к бессознательному подчинению определенному образцу поведения. Особенная ситуация заражения считается паникой. Она происходит, как правило, в условиях массовых зрелищ.
Внушение представляет собой целенаправленное неаргументированное воздействие индивида на группу или отдельных граждан. В соответствии с мерами активности коммуникатора можно выделить сообщение и убеждение. Считается, что во внушении действует невозможность критичной оценки внушаемого тем, кому происходит внушение чего-либо. Внушение имеет вербальный характер и работает в одну сторону.