Основные достижения в области психологии
Зейгарник начала свою деятельность в области психологии под руководством психолога из Берлина Курта Левина. Раскрытое в дипломной работе Зейгарник преимущественное запоминание незавершенных действий получило название «эффект Зейгарник».
Блюма Зейгарник вела свою работу в психоневрологической клинике. Трудилась в Институте экспериментальной медицины вместе с Выготским, применяя культурно-исторический подход к проблемам патологии психики.
В период Великой Отечественной войны Блюма Зейгарник занималась восстановлением ВПФ у солдат с черепно-мозговыми ранениями под руководством Лурия.
После войны до$1967$ года Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии при НИИ Психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР. Одновременно с этим она преподавала в МГУ им. Ломоносова.
Зейгарник является организатором системы повышения квалификации и переподготовки практических патопсихологов страны. Она принимала участие в международных психологических конгрессах в Москве и в Лондоне. Вклад Зейгарник в разработку различных психологических проблем был высоко оценен Американской психологической ассоциацией, которая в $1983$ году присудила ей премию Курта Левина.
Блюма Зейгарник является одним из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро-патопсихологии. Более сорока лет она занималась разработкой проблем патологии психики при душевных заболеваниях. Зейгарник, опираясь на теорию психологической школы Выготского - Леонтьева - Лурии, создала экспериментальную патопсихологию. Она подготовила много специалистов, которые и сейчас работают в разных сферах психологии.
Труды Зейгарник
В $1978$ году профессор Зейгарник была награждена Ломоносовской премией первой степени за серию работ, посвященных проблемам психических нарушений при разных психических заболеваниях, реабилитации и коррекции психически больных. В этих работах ею дано теоретико-методологическое обоснование психологическому изучению патологий психики и показано, что даже при различных психических заболеваниях выявляются те же закономерности функционирования психики, как и в норме. Как и в норме, при психических заболеваниях главным источником развития служит социальная среда и мир человеческой культуры. Собственная же активность больных является основным симптомообразующим фактором. В исследованиях Зейгарник четко показано, что распад психики – это не негатив в ее развитии и дано экспериментальное и теоретическое обоснование данного положения.
Результаты исследования Зейгарник в области патологии познавательной деятельности при психических заболеваниях обобщены в ее работе «Патология мышления». В этой монографии впервые представлено теоретическое обоснование подхода к изучению психологического феномена нарушений мышления, а также описаны методические приемы, адекватные для решения данной задачи, дана оригинальная систематизация основных нарушений мышления. Это дает ключ к пониманию генеза данных нарушений и открывает более широкие возможности для их дифференцированной диагностики.
Результаты изучения патологий личности при психических заболеваниях, изложены в работе «Личность и патология деятельности», изданной в $1971$ году. Зейгарник показала, что психологическое изучение личностных аномалий очень важно для определения природы психических болезней и для анализа нормальной психической деятельности. В этой книге приведено описание разных видов мотивационно-личностных нарушений, обоснована теоретически и эмпирически доказана роль личностного фактора в структуре измененных патологически психических процессов, обозначены средства психологической реабилитации пациентов посредством использования сохранного потенциала личности.
Особое место среди работ Зейгарник занимает учебник «Патопсихология» для студентов, обучающихся психологии.