Краткая биография
Альфред Бине является приверженцем объективного метода исследования, разработчиком теста IQ, одним из основоположников детской патопсихологии.
Бине родился в Ницце $11 июня 1857 года$. Он воспитывался только матерью, и с ней в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Париж.
Первое образование Альфред Бине получил на факультете юриспруденции в престижном колледже Парижа. Именно это стало толчком для получения звания доктора наук и открыло перед ним возможность ведения адвокатской практики.
Бине посвятил жизнь самообразованию и его часто называют «психологом-самоучкой».
Начина с $1882$ года Бине начинает психологическую научную работу в клинике Сальпетриер под руководством известного психиатра Шарко. Результатом этой работы стал труд «Экспериментальное изучение интеллекта», в основу которого легли эксперименты и наблюдения с дочерьми Альфреда Бине и с небольшим количеством учащихся младших классов из средних школ.
В $1890$ году Альфред Бине публично выступил с резкой критикой Шарко и покинул Сальпетриер. После этого он устроился ассистентом в лабораторию психологии Сорбонны, которым руководил Анри Бони.
В период $с 1910 года по 1911 год$ Бине активно увлекся патопсихологией.
Итогом психологопедагогических исследований Бине стала книга «Современные идеи о детях», которая была изданна в $1909 году$. Этот научный труд стал практическим пособием для педагогов и содержал рекомендации по решению различных проблем, которые возникают в процессе обучения.
Скончался Альфред Бине $18 октября 1911 года$ в Париже.
Исследования интеллекта Бине
Перед психологическим обследованием на уровень интеллекта все испытуемые подвергались общему физическому осмотру и процедурам сбора информации о них. Бине считал, что комплексное обследование индивидуума дает более результативные и объективные данные.
Бине, в результате наблюдений, определил два основных психологических типа детей:
- наблюдательный;
- фантазирующий.
В эксперименте применялось почти двадцать методик. Для выявления наблюдательного типа использовались методики изучения познавательных психических процессов, в частности описание событий и предметов, запоминание определенного ряда чисел, вычеркивание лишних символов из текста. Фантазирующий тип выявлялся при помощи проективных методик, в частности заканчивание данных предложений, написание сочинения на определенную тему.
Альфред Бине считал, что указанные типы не являются постоянными и врожденными, различия между ними сглаживаются в процессе развития человека.
Огромную работу Бине провел в части разработки собственной теории мышления и выделил в мышлении три главных компонент:
- образ,
- мыслительная деятельность,
- слово.
Бине определил и механизм взаимодействия данных компонентов и назвал его - процесс идеализации.
Умственное развитие и работы Бине
В $1898 году $Бине опубликовал работу «Умственное утомление». В ней он рассматривал влияние умственного труда на психические процессы личности и ее физическое состояние. В процессе работы над книгой Альфредом Бине был проведен глубокий анализ, имеющихся на тот момент исследований, умственной утомляемости, а также проведены собственные опыты, в которых ученый рассматривал влияние ситуации проверки знаний на физическое состоянии учеников. Ученый разделил такие понятия, как «утомление» и «переутомление». Он считал, что для устранения утомления достаточно отдыха, а для преодоления переутомления необходимы перемены в образе жизни (смена места жительства, работы) или медикаментозное лечение.
Исследуя проблематику индивидуального развития в рамках детской психологии, Бине сталкнулся с вопросом измерения умственного развития у детей. Для этих целей в $1905 году$ им было основано общество изучения ребенка, в которое привлекалась научная общественность и широкая публика.
Бине предложил оценивать интеллект на основе образовательного уровня, достигнутого ребенком.
Кризис французского образования и педагогическая реформа, последовавшая за ним, стали толчком для создания совместного труда Т.Симона и А.Бине «Ненормальные дети». В данной работе ученые выделили критерии умственной отсталости:
- замедленность физического развития,
- неравномерность роста,
- дезорганизация умственных способностей.
Главными критериями оценки авторы считали способность к логическому мышлению и речь, как форму его внешнего выражения. На базе этого они разработали классификацию задержек психического и умственного развития:
- идиотия - невозможность индивидуума общаться посредством речи;
- имбецилия - возможность общаться посредством устной речи, но отсутствие способности к овладению чтением и письмом;
- дебильность — владение всеми видами речи с отставанием в образовательном плане.
В $1908$ году была опубликована шкала умственного развития для детей в возрастном диапазоне от трех до двенадцати лет. Это был первый вариант шкалы Бине-Симона, которая используется до сих пор.