Вклад в российскую психологию
Бардин Кирилл Васильевич - специалист в области психофизики, педагогической и общей психологии, знаменитый российский психолог. Бардин является автором концепции субъектной психофизики. Он родился в Москве $1 декабря 1929 года$. В $1954$ году закончил ученый отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и начал вести научную деятельность в ИПАПН СССР под руководством знаменитого ученого Шеварева. В последние годы жизни был главным научным сотрудником ИП РАН.
Первые эксперименты и исследования Бардина Кирилла Васильевича были посвящены формированию учебной деятельности и разработке такого понятия, как предмет усвоения. Бардин развивал теоретические идеи С.В.Кравкова и А.В.Запорожца о влиянии произвольной регуляции индивидом своей сенсорной деятельности на результаты этой деятельности, он изучал онтогенез цветового зрения в школьном возрасте. Кирилл Васильевич определил способы сенсорной деятельности и их влияние на пограничные показатели, которые измеряют уровень чистой чувствительности.
Бардин К.В. написал первую монографию на русском языке по проблематике и методам психофизики, он разработал и экспериментально обосновал зонную теорию пороговой области. Им был обнаружен психологический феномен повышения уровня чувствительности после извлечения из сенсорной информации о простом сигнале признаков иных модальностей и создания его целостного предметного образа. Это послужило основой концепции переорганизации сенсорного пространства.
В дальнейших исследованиях, изучая теоретико-экспериментальные исследования, которые были накоплены в отечественной психофизике, Бардин определил влияние личной активности человека в сенсорном измерении на получаемый результат.
Объединив различные направления отечественных исследований, Бардин Кирилл Васильевич создал особое научное направление, так называемую субъектную психофизику. Такой подход развивался в работах последователей Бардина. Экспериментальные данные субъектной психофизики явились основанием для разработки субъектного подхода в психологии.
Литературная и спортивная деятельность
Бардин является автором таких популярных книг, как «Если ваш ребенок не хочет учиться», «Как научить детей учиться?», «Азбука туризма». В первых двух книгах рассмотрены психологические корни неумения или нежелания учиться, указаны типичные ошибки, которые приводят к данным явлениям, описываются меры, которые необходимо принимать в школе и в семье. Изучение всех вопросов, связанных с данными явлениями, показывает, что корни их уходят в самый ранний период жизни ребенка, в период дошкольного возраста. Кроме этого он является автором ста двадцати восьми научных и пятидесяти четырех научно-популярных работ, среди них 24 статьи на различных иностранных языках.
Кирилл Васильевич был разносторонне одаренной личностью:
- участник плотовых походов высшей категории сложности,
- мастер спорта по водному туризму,
- участник спасательных экспедиций,
- руководитель детского туристического клуба, который воспитал более 200 юных туристов,
- член Всесоюзной Маршрутной Комиссии,
- знаток русской истории, архитектуры и литературы.
Бардин искренне и бескорыстно служил науке.