Философия Аристотеля
Психология – это наука, зародившаяся в Древней Греции и изучающая психику человека, ее основоположником считается Аристотель.
Его интересовали не только основы мироустройства, но и вопросы сущности личности человека, которые он отражал в своих работах, дошедших до наших дней.
Аристотель – ученик Платона и основатель собственной философской школы, получившей название «Ликей». В основе современной философии лежат работы этого ученого, среди которых самые известные – «Метафизика», «Риторика», «Политика» и др.
В его учении выделяется четыре части:
- теория, связанная с изучением проблем бытия, происхождением сущности явлений;
- практика как модель устройства государства и деятельности человека;
- поэтика, где он рассматривает средства художественного выражения в литературе;
- логика – наука об истинном представлении окружающей действительности.
Аристотель, являясь противником однозначных теорий о мироустройстве, считал, что от обстановки в окружающем мире зависит любая идея, а каждая вещь является уникальной.
Он считал, что форму и материю невозможно отделить друг от друга, стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе, уже заложены в ней.
Когда потенциальная возможность переходит в существующую действительность, образуется движение, в процессе которого простые вещи превращаются в более сложные. Постепенно они совершенствуются и приближаются к своему первоисточнику – Богу.
В его концепции, Бог – это чистое мышление, не имеющее выражения в вещественной форме. Когда мышление достигает совершенства, оно не может развиваться дальше, но, отдельно от материального мира Бога не существует.
По мнению Аристотеля Вселенная состоит из четырех основных веществ – огня, воздуха, воды, земли. Согласно его философской мысли Вселенная имеет форму шара, внутри которого по своим окружностям движутся небесные тела шарообразной формы.
Небо, считает он – это живое существо, состоящее из эфира, которое является границей Вселенной.
Любой живой организм, человек, растение, животное, имеет душу, которая им руководит, что и отличает живую природу от мертвой. Поскольку душа и тело не могут существовать друг без друга, то изучать их раздельно невозможно.
Человеческая душа отличается от души растений и животных, потому что имеет частицу божественного разума и более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение, ощущения.
В своих трудах Аристотель говорит о том, что материя всегда будет стремиться к совершенному состоянию, например, неорганический мир становится органическим, в ходе эволюции растения преобразуются в предметы животного царства и в природе всё является частицами единого целого.
С течением времени жизнь организмов становится ярче и достигает своего пика, воплотившись в человеке.
Что касается этики, то философ говорит о том, что знания не смогут удержать человека от совершения дурных поступков и суть добродетели не в том, что есть добро и зло – необходимо тренировать волю для совершения добрых поступков.
Добро, считает Аристотель, это преобладание разума над желаниями человека. Этическим можно назвать поведение человека только тогда, когда есть компромисс между желаниями и поступками в соответствии с морально-этическими нормами.
Говоря о политике, он приводит разновидности форм государственного правления – это монархия, аристократия, демократия.
Учение о душе
Аристотель считается основоположником психологии как науки о душе. Ученый отвергает материалистические и идеалистические учения о душе и считает, что душа связана с материей с одной стороны, а с другой стороны, она связана с Богом.
Тело и душу невозможно разделить и, исходя из этого, он дает свою трактовку души.
В его понятии душа является формой реализации жизни тела, и существовать без тела не может, она является целью, к которой стремится вещь. Без души тело будет трупом, в душе основа всех проявлений живого тела – роста, дыхания, чувствования, мышления.
Внешние причины заставляют тело осуществлять определенную деятельность, которая изначально заложена в организме как цель развития. Например, растение стремится быть растением, также как животное стремится быть животным.
Все живые тела существуют ради души и являются инструментом у неё на службе. Во время сна человека, душа не проявляет себя активно, но, она всё равно связана с телом, потому что является состоянием его активности.
Несмотря на то, что душа бестелесна, носителем её является пневма – особое органическое вещество, вырабатываемое в крови у животных. Сердце – это орган души, а мозг выполняет вспомогательную функцию, охлаждая кровь до нужной нормы.
Являясь сущностью жизни, она присуща всем живым существам и существует в трех видах – растительной, животной, разумной. Растительная душа существует на вегетативном уровне и способна к размножению и питанию.
Животная душа имеет ещё четыре функции – чувства, движение, ощущение, память. Эти два вида души, Аристотель понимал материалистически, т.е. они появлялись и исчезали вместе с телом – были смертны.
Что касается разумной, т.е. человеческой души, то у неё есть ещё способность к мышлению, что отличает её от растительной и животной. Разумной душой обладает только человек, она идеальна и божественна.
Со смертью человека она никуда не исчезает, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Каждая форма души, являясь более высокой, надстраивается над предыдущей и приобретает присущие ей функции.
Отсюда, если растительная душа имеет две функции, животная – шесть функций, то у разумной души уже семь функций.
Аристотель, рассматривая душу, таким образом, открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Источником этого знания для него стали не физические и бестелесные идеи, а организм, в котором духовное и телесное образуют нераздельную целостность.
Разумная часть души
По мнению Аристотеля, такие функции души как ум, рассуждение, мышление, способность к умозрению, являются характерными только для души человека.
Аристотель считает, что мышление автономно и бессмертно, т.е. разумная часть души существует вечно.
Бог, по его мнению, является наивысшей формой, чистым разумом. Он делит разумную душу на две части, наделяя каждую интеллектуальной добродетелью, и дает им свои характеристики.
Рассудочная часть разумной души связана с жизнью и деятельностью человека – это практический разум, и душа тесно связана с опытом. Добродетелью этой части души является практичность, для которой необходимы опыт и умеренность.
Практичность в понимании Аристотеля – это добрый совет, рассудительность, изобретательность, проницательность. Рассудительность, по его мнению, является не лучшей стороной практичности, потому что только критикует.
Похвальной он считает изобретательность, но только тогда, когда сама цель тоже похвальна. Изобретательность должна быть на службе практичности, поскольку практичность служит добродетели.
Надо сказать, Аристотель подчеркивает, что практичность является низшим видом деятельности человека.
Мудрость как добродетель разумной части разумной души стоит выше практичности и созерцает неизменные принципы бытия, где существует только знание или незнание.
К практической деятельности эта часть души не способна, потому что там необходимо практическое мышление и стремления, характерные аффективной части души.
Однако разумная часть души может руководить практической деятельностью.
По мнению Аристотеля, мудрость является той добродетелью, которая приносит высшее блаженство в сочетании с деятельностью, которую он видит в созерцании.
Из человеческой деятельности наиболее блаженной он считает ту, которая родственнее всего божественной.
Он придает новый смысл основному принципу научного объяснения – принципу причинности и выделяет особую целевую причину – это то, ради чего совершается действие. Аристотель, таким образом, открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания.