Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ананьев Борис Герасимович, советский психолог

Краткая биография и вклад в развитие психологии

Ананьев Борис Герасимович – советский психолог, который пытался создать системную модель человекознания, преодолев раздробленность наук о человеке и обобщив исследования разных наук о человеке как личности, индивиде, индивидуальности. Также он известен своими работами в сфере чувственного восприятия, исследованиями в области психологии общения и исследованием проблем восстановления работоспособности раненых солдат во время войны.

Борис Ананьев начал свою научную деятельность, когда был студентом Горского пединститута во Владикавказе. Его первым научным наставником был Черановский, который являлся сторонником рефлексологии Бехтерева. Именно при его содействии Ананьев начал стажировку в Институте по изучению мозга и проходил практику в нем в $1927$ году при жизни Бехтерева. После окончания института Борис Герасимович стал аспирантом Института по изучению мозга и с $1930$ года являлся его научным сотрудником. С данным институтом связано становление Ананьева в качестве ученого.

Отделение психологии Института по изучению мозга выполняло исследование по формированию общего и технического кругозора учеников средней школы. Была организована экспериментальная лаборатория в ленинградской школе № 1, заведующим которой стал Борис Ананьев. В результате экспериментов, наблюдений и изучения биографий предполагалось формировать прогнозы развития индивидуальности, а также построить классификацию типов развития и характеров. В планах Ананьева и в работе его исследовательской группы получили развитие исследования Бехтерева и Лазурского, идея отношений личности. Исследования, проводимые в лаборатории воспитания, заложили основу концепции личности разработанную Ананьевым. Второй цикл исследований охватывал сенсорные явления и механизмы интеллектуального опосредствования ощущений основанных на практическом опыте. В процессе исследований Ананьев выдвинул гипотезу об особенном значении для пространственной ориентации парности органов чувств. Во второй половине 30-х годов активно велась работа по исследованию проблем чувственного отражения. По окончании которых Ананьевым была сформулирована идея о том, что изучение функциональных связей - это важное условие для правильного определения закономерностей психического развития.

«Ананьев Борис Герасимович, советский психолог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

В $1939$ году в Борис Герасимович защитил докторскую диссертацию по теме «Формирование научной психологии в СССР».

Во время Великой Отечественной войны Институт мозга включился в исследования оборонной тематики. В июле $1941$ года по инициативе Ананьева была организована работа по изучению восприятия с высоты городских строений, защитившая от разрушения многие объекты инфраструктуры Ленинграда. В конце $1941$ года все сотрудники Института мозга были эвакуированы из Ленинграда в Казань, а далее в Самарканд. Борис Ананьев из Казани переехал в Тбилиси, где занял должность начальника психопатологического отделения в эвакогоспитале, занимаясь восстановлением речевых и сенсорных функций.

В конце $1943$ года Ананьев вернулся в Ленинград и начал работу в ЛГПИ им. А.И.Герцена. Там он организовал большую лабораторию по изучению речи. Открытие отделения психологии в университете в $1944$ году стало началом по созданию университетского учебного и исследовательского центра психологии, возглавляемого Б.Г.Ананьевым.

Ананьев руководил исследованиями в НИИ педагогики, преподавал в ЛГУ, принимал активное участие в работе АПН РСФСР. В $1954$ году он был награжден орденом В.И.Ленина. В последствии длительная и тяжелая болезнь заставила Бориса Ананьева оставить НИИ педагогики и вернуться в университет заведующим кафедрой психологии.

На кафедре велись исследования по проблеме восприятий, ощущений и представлений. Главным направляющим вектором при этом являлась идея о диалектическом переходе к мысли. Другое направление в работе кафедры сосредотачивалось на проблемах характерологии. В конце сороковых годов Ананьев проводил работы по самосознанию и характерологии ребенка.

Научная школа Бориса Ананьева

Окончательное оформление школы Бориса Ананьева произошло в $1966$ году, после образования факультета психологии ЛГУ. Открытие факультета давало новые перспективы для реализации идеи Ананьева о создании центра по изучению развития личности в зрелости - Института человека. Появление факультета совпало с комплексными исследованиями человека, проводимыми Ананьевым, и традиционных для бехтеревского направления, но при этом построенных по ананьевской оригинальной программе.

Многие исследования не были завершены из-за смерти Б.Г.Ананьева в $1972$ году, но коллективу удалось добиться значительных результатов в исследованиях, без которых невозможно представить психологию развития и современную возрастную психологию взрослых. Полученные данные доказали гетерогенная структуру психофизиологического функционального развития, представленную в виде разветвленных корреляционных плеяд соматических, интеллектуальных и нейродинамических показателей возрастного статуса.

В процессе исследований подтвердилась теория школы Б.Ананьева о структуре интеллекта. Множественные связи интеллектуальных функций и соматических процессов ярко свидетельствовали о зависимости обработки информации от энергетического потенциала организма, то есть о зависимости интеллектуальной активности человека от его жизнедеятельности.

Исследования интеллекта, начатые Ананьевым, были продолжены на факультете психологии после $1990$ года. Данные исследования стали логическим развитием новой проблематики – интеллектуального потенциала.

Замечание 2

В работах Б.Г.Ананьева четко прослеживается мысль, что психология – это наука о человеке, в которой психическое как человеческая суть предстает в интеграции и единстве онтогенеза, филогенеза, социализации и истории человечества.

Дата последнего обновления статьи: 11.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot