Цели, задачи и предмет академической психологии
Психология является высоко дифференцированной и разветвленной на множество отраслей наукой. Основная дифференциация психологии идет по трем направлениям:
- академическая психология,
- прикладная психология,
- практическая психология.
Академическая психология - это раздел психологической науки, основная цель которого состоит в изучении психической деятельности, а также выявлении закономерностей формирования и развития психических процессов и явлений, а также познании функционирования психической деятельности человека.
Основателем академической психологии можно считать В. Вундта, который в 1879 году в Лейпциге сформировал лабораторию экспериментального изучения психических процессов, откуда и берет свое развития психология как общепризнанная академическая экспериментальная наука.
Средства познания в академической психологии (методология психологической науки) разрабатываются самими учеными -. Для успешного применения разработанных средств познания они должны подвергаться методическому эксперименту - пройти апробацию и валидизацию разработанных методов и средств познания. Валидность отражает обоснованность и применимость разработанного методам к исследовательской задаче.
Методология – это система способов и принципов организации научной деятельности. Методология отечественной психологической науки строится на следующих принципах:
- принцип детерминизма - психическая деятельность обусловлена объективной деятельностью;
- принцип развития - психика постоянно развивается, и характеристика любого психического явления возможна только при комплексном его исследовании на данный момент с учетом истории возникновения и перспектив развития;
- принцип единства сознания и деятельности. Деятельность - это форма работы сознания, а сознание формирует в свою очередь внутренний план деятельности.
Все эти принципы важно учитывать при проведении психологического исследования.
Основные задачи академической психологии: фундаментальное изучение закономерностей развития и функционирования психики, а также формирование методологической основы для других областей психологии и смежных с ней наук.
Для развития академической психологии важны определенные условия: наличие научных и экспертных сообществ, государственных академий и институтов, наличие научных журналов, признанных научным сообществом, возможности проведения конференций и научных съездов для обогащения научными знаниями.
Результатом деятельности академических психологов является система знаний о психической деятельности человека: факты работы психической деятельности, закономерности развития и формирования психических процессов, теории психических процессов и психического в целом, концепции. Академическая психология формирует базу психологических знаний, на основании которой могут решаться какие-то практические задачи.
Прикладная психология, ее цели и задачи
Прикладная психология - это раздел психологической науки, который использует достижения в области академической психологии применительно к конкретным областям деятельности человека.
Основателем прикладной психологии можно считать Х. Мюнстерберга, который является создателем психотехник, он заложил основы развития технологических решений в прикладных областях профессиональной деятельности.
Основная цель прикладной психологии - оптимизация деятельности человека в конкретных условиях, рационализация поведения людей для достижения наибольшей эффективности. То есть в прикладной психологии перед исследователем стоит конкретная практическая задача, основная цель которой в том, чтобы интегрировать знания из академической области науки для повышения эффективности или качества какой-то прикладной материальной сферы жизни человека.
Средства прикладной психологии разрабатываются применительно к той области деятельности человека, которая и является центром исследования. Основные способы прикладной психологии выражаются в моделировании - моделировании условий и особенностей той прикладной сферы деятельности, которая является центром исследования.
Продуктом прикладной психологии является построение модели взаимодействия человека и какой-то прикладной материальной составляющей (человек и техника, человек и природа, человек и социум, человек и знаковая система).
Таким образом, прикладная психология отражает отраслевое развитие психологии, то есть применение ее в различных отраслях деятельности человека: в образовании (психология образования, педагогика), в промышленности (эргономика, инженерная психология), в спорте (спортивная психология), в маркетинге и бизнесе (экономическая психология, психология управления), в медицине (медицинская психология), в юриспруденции (юридическая психология) и т.д.
Практическая психология
Практическая психология - это раздел психологии, являющийся, с одной стороны, профессиональным видом деятельности по оказанию психологической помощи человеку или группе людей по разному спектру проблем, а с другой стороны, это та область психологических знаний, которая исследует принципы и методы оказания психологической помощи.
Практическая психология в своем основании опирается на прикладную психологию, так как практическая психология - это сфера деятельности человека по оказанию психологической помощи.
Основателем практической психологии является З. Фрейд, который через свою клиническую практику стал разрабатывать основные принципы психотерапии. Однако в ее подходе был уклон на то, что личность человека изначально уже психически «нездорова». Переориентация в этой установке произошла благодаря развитию такого психотерапевтического направления как гуманистическая психология, основанная А. Адлером, а впоследствии укрепившая свои основные ценности благодаря К. Роджерсу.
Основная цель практической психологии - оказание психологической помощи людям для формирования целостной и психически здоровой личности.
Основные задачи практической психологии - это поиск и разработка методов по оказанию психологической помощи людям в различных областях жизни: профессии, межличностном взаимодействии, на разных этапах собственной жизни.
Основные средства практической психологии - это профессиональные способности психолога. К ним относятся следующие умения и навыки проведения:
- психодиагностики,
- психотерапии,
- психокоррекции,
- психологического консультирования,
- психологических развивающих занятий
Основные способы реализации практической психологии строятся через технологии общения с клиентом и технологии воздействия: беседа, консультирование, тренинг. Для успешного построения взаимодействия с клиентом важно учитывать основные аспекты: специфика проблемы клиента, индивидуальные характеристики клиента, навыки и опыт применения тех или психотерапевтических приемов самим психологом.
Основной предмет практической психологии - индивидуальность человека в конкретных жизненных обстоятельствах.
Основной продукт практической психологии - целостная и психически здоровая личность
Знания практической психологии отличаются конкретностью, практичностью, эффективностью. Обобщенные и систематизированные знания практической психологии оформляются в методические принципы и концепции, необходимые для работы практического психолога.