Агрессия — это деструктивное мотивированное поведение, которое направлено на причинение вреда кому-либо. Дети и подростки могут проявлять агрессию в прямой форме или скрывать ее от окружающих.
Понятие, виды и причины агрессии
Подростки и дети, проявляя агрессию, как правило, непосредственно и открыто вступают в конфронтацию с кем-либо из окружения. Они могут высказывать угрозы в сторону других людей или совершать агрессивные действия. Косвенная агрессия может проявляться неприязнью, ехидством, сарказмом или иронией.
В психологии рассматривается несколько видов агрессивных действий:
- Физическая агрессия (например, нападение на другого человека);
- Косвенная агрессия (например, ехидство, сплетни, злые шутки, взрывы ярости и др.);
- Раздражение (готовность проявлять негативные чувства в случае малейшего возбуждения);
- Негативизм в виде оппозиционной манеры поведения, начинающейся с пассивного сопротивления и заканчивающейся активной борьбой;
- Обида, ненависть или зависть в отношении окружающих людей за их действительные или вымышленные действия;
- Подозрительность (недоверие, осторожность или убеждение, что все вокруг приносят вред или планируют его нанести);
- Вербальная агрессия (ссоры, визг, крики, угрозы, проклятия).
Любые виды нарушений основаны на конкретной ситуации. Примером для подростков может выступать постоянное агрессивное поведение родителей дома. Это связано с тем, что система эмоциональной саморегуляции у детей выстраивается по типу эмоциональной саморегуляции родителей.
На поведение детей и подростков также оказывают влияние сверстники. При взаимодействии с ними во время игр подростки могут узнать о преимуществе агрессивного поведения (например, убеждение, что я самый сильный, поэтому мне все разрешено).
Уровень агрессивности у детей повышают сцены насилия, которые демонстрируются с экрана телевизора.
Изъян в духовном становлении детей и подростков представляет собой результат многих слагаемых. Они включают:
- Неблагоприятные семейные условия,
- Неблагоприятные социальные условия,
- Массовую культуру,
- Пробелы в школьном воспитании.
В поведении трудных подростков часто отслеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников (а иногда и взрослых людей) с помощью их устрашения или насилия. Такой тип поведения в психологии трактуется как «бытовой терроризм».
Некоторые подростки проявляют стремление запугать окружающих людей путем удерживания их в состоянии постоянного страха или психического напряжения. Как правило, это связано с достижением конкретных, порой очень эгоистичных целей. У таких детей бывают сформированы потребности, которые они не способны удовлетворять с помощью доступных средств (например, потребность в социальном признании, доминирование, материальные и сексуальные потребности).
Сами подростки отличаются рядом черт характера, которые были сформированы под воздействием соответствующих социальных условий. Здесь большую роль играют элементы психофизиологических проблем взросления: плохое самочувствие, неустойчивость психики, резкие колебания настроения, проблемы полового созревания и др.
Причины агрессии детей и подростков обладают множеством психофизиологических предпосылок, которые легли в основу формирования устойчивых болезненных стереотипов коммуникации. В принципе не считается возможным спокойное, неизменно гармоничное, застывшее, приспособленное существование человека в мире.
Динамическое равновесие с окружающим миром, в котором живет человек, способно сделать необходимой постоянную адаптацию. Если данные процессы протекают успешно, то можно считать человека здоровым на отдельном временном этапе. В противоположной ситуации разные формы дезадаптации способствуют появлению заболеваний соматического и психического характера, включая социальные отклонения. Примером может быть аддиктивное поведение, концентрирующееся на поиске радости, удовольствия любой ценой (употребление наркотиков, алкоголя, курение).
Особенно трудной считается адаптация к средовым условиям в подростковом возрасте. Это обусловлено переживаемыми организмом физическими и психофизиологическими перестройками. Отдельно ученые отметили, что агрессивные подростки, как правило, любят слушать рок-музыку.
Агрессия и агрессивность детей и подростков
Э. Фромм рассматривал «доброкачественную» и «злокачественную» агрессию. Первая из них может появляться в момент опасности и обладает защитным характером. При исчезновении и затухании опасности, пропадает и эта форма агрессии. Для «злокачественной» агрессии характерна деструктивность, жестокость. Она бывает спонтанна и связана, как правило, со структурой личности.
Многие авторы разделили категории «агрессия» и «агрессивность», определив агрессивность в качестве свойства личности, которое выражается через угрозы, жестокость. Психологи анализировали агрессивность как свойство личности. При работе с подростками было выведено несколько диагностических критериев, которые дали возможность говорить о существовании данного свойства у того или иного ребенка в той или иной степени.
Если в поведении ребенка на протяжении шести и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись хотя бы несколько нижеперечисленных отклонений в поведении, то можно говорить о нем как о человеке, который обладает агрессивностью:
- Угрозы другим людям (вербальные, взгляды и жесты);
- Использование в драке предметов, которые могут нанести рану;
- Жестокость в отношении людей и животных (намеренное причинение физической боли);
- Воровство;
- Намеренная порча имущества;
- Шантаж, вымогательства.
- Отсутствие дома ночью без разрешения;
- Прогулы в школе.
В формировании модели агрессивного поведения детей и подростков большую роль играет семья. Именно в семьях подростки проходят первичную социализацию. Важным представляется здесь фактор полной или неполной семьи. Психологи установили, что если у ребенка (подростка) плохие отношения с одним (обоими) родителем, то они чувствуют, что в семье отсутствует необходимая заинтересованность в них.