Как общенаучная категория понятие «состояние» применительно к организму человека означает совокупность происходящих в нем процессов, степень развития и целостности структур организма.
Какой-либо единой точки зрения на проблему состояний в настоящее время не существует, потому что исследование состояний является очень сложной задачей. Несмотря на то, что это понятие используется в различном смысле и с разной степенью обобщенности, до сих пор удовлетворительного определения его не существует. А здесь возникают первые проблемы в исследовании состояний.
Наиболее распространено представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, которые имеют динамические образования – начало, течение, конец.
Попытки дать научное определение понятия и разработать классификацию состояний неоднократно предпринимали разные авторы.
Психические состояния по Н.Д. Левитову
По мнению ученого психическое состояние представляет собой целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени. Всякое психическое состояние, считает Левитов, есть нечто целостное, своего рода синдром, например, борьба мотивов. Она рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе познавательные и эмоциональные элементы, образующие целостную структуру.
Психическое состояние на некоторое время характеризует психическую деятельность, которая всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Состояние утомления, например, своеобразно и типично, чтобы отличить его от состояния работоспособности и бодрствования.
На основании определения, Н.Д. Левитов предпринимает попытку классификации психических состояний, в то же время, отмечая, что она условна. Ученый считает, что основными классами состояний являются:
- Состояния личностные и ситуативные. В личностных состояниях выражены индивидуальные свойства человека, а в ситуативных состояниях выражаются особенности ситуаций, вызывающие у человека нехарактерные для него реакции.
- Состояния более глубокие и более поверхностные. Они возникают в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние, например, значительно глубже настроения;
- Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Примером отрицательного состояния может служить апатия, а положительно влияющим на деятельность человека состоянием, является вдохновение;
- Состояния продолжительные и кратковременные. Настроения, например, могут иметь продолжительность от нескольких минут до суток и даже нескольких дней;
- Состояния более или менее осознанные. Несознательным психическим состоянием чаще бывает рассеянность, в то время как решительность всегда сознательна. Разный уровень осознанности может иметь утомление.
Для решения исследовательских задач классификация Н.Д. Левитова вполне приемлема, несмотря на свою объемность. Она отражает основные характеристики состояний – степень осознания, их знак, длительность и др. Недостаток классификации состоит в том, что в ней нет четкого разграничения между состояниями и психическими процессами, а это значит, что может произойти невольное смешивание отдельных понятий. Например, рассеянность ученый трактует как психическое состояние, но есть также все основания рассматривать рассеянность в качестве характеристики внимания.
Проблемы состояний по Е.П. Ильину
К рассмотрению проблем состояний ученый подходит несколько иначе, считая, что состояния, развивающиеся у человека в процессе его общественно значимой деятельности, затрагивают как психологические, так и физиологические его структуры. Чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, которые развиваются на определенных уровнях регулирования, он называет их психофизиологическими.
Психофизиологические состояния, по определению Е.П. Ильина, представляют собой целостную реакцию личности на внешние и внутренние стимулы, которые направлены на достижение полезного результата. Они представляют собой особый вид состояний, связанных с психическими и физиологическими структурами человека.
Подход Е.П. Ильина имеет особую привлекательность при рассмотрении психических состояний в рамках общей проблемы адаптации человека. По его мнению, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования:
- Психического уровня – переживаниями;
- Физиологического уровня;
- Поведенческого уровня – мотивированное поведение.
О состоянии, имеющимся у человека можно сделать заключение только тогда, когда в любом психофизиологическом состоянии будут представлены все уровни.
В отличие от Н.Д. Левитова, Е.П. Ильин говорит о том, что исключить переживания из характеристики состояний нельзя. Они, по его мнению, занимают, ведущее место в диагностике состояния и дают возможность достоверно судить о психофизиологическом состоянии, возникшем у человека. Это говорит о том, что психологические особенности личности, по всей вероятности, играют ведущую роль в образовании психофизиологических состояний. Если это так, то механизмы регуляции психических состояний необходимо искать внутри самой личности.
В концепции Е.П. Ильина выделяется несколько основных положений:
- Состояние человека обуславливается воздействием факторов внешней среды и внутренних условий – структуры психического и физиологического уровня;
- Одна из ведущих ролей в регуляции состояний принадлежит их субъективной стороне.
Центральным звеном любой системы, считает П.К. Анохин, является результат её функционирования, т.е. системообразующий фактор, которым является адаптация.
Механизмы регуляции организма
Живой организм с точки зрения кибернетической науки рассматривается как многоуровневая, саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Поэтому, наиболее перспективно будет предположение о существовании механизмов управления и управляемых систем.
Центральная и вегетативная нервная система в этой модели будут относиться к управляющим механизмам, а все остальные системы являются управляемыми. Ключевым звеном в структуре общего функционального состояния является состояние центральной нервной системы, которая рассматривается как результат взаимодействия неспецифической и специфической активности, имеющей ряд локальных источников. Специфическая активность – это реакция на определенный внешний или внутренний стимул.
Особенность центральной нервной системы как управляющей и обеспечивающей целостность всего организма определяется её свойствами и особенностями:
- Структурная целостность мозга. Она проявляется в способности мозговых структур брать на себя функции поврежденных отделов;
- Наличие жестко фиксированных и относительно независимых от среды программ, которые обслуживают биоритмы;
- Доминантная природа центральной нервной системы. Она определяет такую функцию мозга, как регуляция состояний организма и поведения.
Данные свойства дают возможность рассматривать нервную систему в качестве физиологической основы механизмов регуляции.
В функциональном состоянии выделяются две качественно различные стороны – субъективная и объективная. Субъективная сторона отражается в переживаниях субъекта и определяет особенности формирования мотивированного поведения, являясь ведущей. Объективная сторона, в свою очередь, связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза.
У всех людей, в принципе, набор функциональных состояний одинаков, потому что задан генетически. Но, есть значительные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний. Причиной того, что в одних и тех же условиях деятельности люди находятся в различных функциональных состояниях, являются различия в отношении к происходящему.
Функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, общей эмоциональной направленности, от степени развития волевых качеств, от интеллектуальных характеристик и др. В функциональном состоянии, таким образом, отражаются особенности всех уровней личности.