Адаптация приемного ребенка к требованиям новой семьи, изменившимся условиям жизнедеятельности представляет собой трудную жизненную проблему, специфика преодоления которой во многом обусловлена личностными особенностями ребенка, его возрастом, характером, накопленным экзистенциальным опытом.
Особенности адаптации приемного ребенка
В общем виде адаптация представляет собой процесс приспособления личности к новым условиям жизнедеятельности; интеграции личности в изменившуюся социально-природную среду, сопровождающуюся трансформациями эмоционально-психологического фона.
Процесс адаптации приёмного ребенка представляет собой сложный динамический процесс образования новой семейной системы, сопровождающийся многочисленными изменениями эмоционально-психологического состояния всех участников взаимодействия.
Адаптация ребенка в замещающую семью осуществляется поэтапно, актуализируя новые трудности перед всеми членами новой семейной системы.
Начальная стадия «Знакомства»
На начальной стадии отмечается реализация опережающей привязанности друг к другу. На данном этапе приемным родителям хочется обогреть ребенка, сам ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он с удовольствием выполняет все требования взрослых, хочет полюбить новых родителей.
Волнение, радость и тревога ребенка приводит его в лихорадочно-возбужденное состояние, он часто непоседлив, суетлив, не может сосредоточиться на чем-либо. Появление новых впечатлений, новый круг общения, новая информация не успевает откладываться в сознании ребенка, повышают ощущение тревоги, страха. На данном этапе родителям необходимо лишний раз пообщаться с ребенком, подтвердить, что они действительно стали его новой семьей.
Стадия регрессии, возврата в прошлое
После того, как проходит первая эйфория, устанавливается определенный порядок, начинается длительный период взаимной адаптации, сопровождающийся болезненной ломкой сформировавшейся системы ценностей, устоявшихся поведенческих стереотипов как у ребенка, так и у родителей.
На данной стадии у ребенка могут отмечаться такие симптомы, как фиксация на неопрятности или, наоборот, на чистоте, возникновение чувства беспомощности, зависимости, чрезмерная озабоченность состоянием здоровья, повышенная чувствительность, необъяснимые припадки плача, злобы, усталости, тревоги; признаки депрессии.
На данном этапе зачастую обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость привычек, несовместимость темпераментов и пр. Зачастую на данном этапе у взрослых не хватает терпения, проявляется отсутствие знаний относительно возрастных особенностей, умений устанавливать контакты, доверительные отношения с детьми, выбрать оптимальный стиль поведения, тактику педагогического воздействия.
В результате неумения родителей выбрать адекватную линию педагогического воздействия ребёнок может регрессировать в своем поведении до уровня, который не соответствует его возрасту, стать слишком требовательным, капризным либо проявлять враждебность к своему новому окружению. Часто у ребенка возникает чувство жертвы, что может привести к возникновению желания уйти из дома.
Привыкнув к новым условиям, ребёнок начинает вырабатывать линию поведения, которая может удовлетворить новых родителей, однако, этот поиск не всегда удачен, что может привести к существенным изменениям в поведении ребенка, возврату вредных привычек, энуреза, аллергических явлений и пр.
Об успешном преодолении трудностей данной стадии адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего вида ребенка, нормализация его эмоционально-психологического состояния: ребёнок становится более жизнерадостным, оживленным, отзывчивым.
Стадия привыкания, медленного восстановления
На завершающем этапе адаптации ребенок полностью интегрируется в новую семейную систему, начинает обсуждать с родителями собственные проблемы, полностью исчезает напряжение во взаимоотношениях. Ребенок чувствует себя свободно, становится более самостоятельным, независимым. В случае успешной адаптации приемный ребенок в своем поведении ничем не отличается от ребенка, которого воспитывают биологические родители.
Таким образом, процесс адаптации приемного ребенка в семье представляет собой длительный, поэтапный процесс создания новой семейной системы, требующий от всех участников взаимодействия мобилизации всех психологических ресурсов, терпения, взаимопонимания.