Производственный менеджмент – это одно из направлений профессиональной деятельности, которое связано с рациональным и эффективным управлением производственными процессами.
Проблемы производственного менеджмента не раз становились предмет исследования отечественных и зарубежных авторов. Рассмотрим учебники, признанные базой для изучения всех аспектов производственного менеджмента.
Р.А. Фатхутдинов «Производственный менеджмент»
Первая книга Р.А. Фатхутдинова, посвященная теории производственного менеджмента, была издана еще в 1997 году. Эта книга стала первой на отечественном книжной рынке, в которой была рассмотрена данная тема. Многолетние теоретические и практические исследования дали основу для модификации ставшего классическим издания. Последняя опубликованная версия учебника дополнена рядом новых тем:
- основы менеджмента качеством;
- ресурсосбережение;
- финансовый менеджмент;
- составляющие компоненты сервисного обслуживания потребителей организации.
Основным достижением автора можно назвать разработка принципиально новой технологии подготовки управленческого персонала - методик, в комплексе охватывающей вопросы экономики, техники, управления и конкурентоспособности.
Р.А. Фатхутдинов считает, уровень эффективности производственного менеджмента определяет качество работ и процессов еще на этапе стратегического менеджмента и маркетинга, инновационного менеджмента.
В. А. Козловский «Производственный менеджмент»
Производственный менеджмент - это область науки, предметом изучения которой является управление процессами производства продукции и предоставления услуг на межотраслевом уровне. Производственный менеджмент соединяет себе общие признаки управления, которые характерны не для каких-либо отдельных отраслей, а для сферы производства в целом. Как и для любой организации, производственные предприятия основаны на таких видах управленческой и производственной деятельности, как прогнозирование, принятие решений, выбор варианта размещения, проектирование, управление ресурсами, планирование, обеспечение качества и пр.
Учебник отражает специфику производственного менеджмента, основанную на международном и отечественном опыте в данной области знаний.
Отличительной особенностью учебника В.А. Козловского является анализ дальнейшего пути развития информационной науки, значение которой сегодня достаточно велико.
Подготовленный читатель найдет в издании материалы, которые выходят за рамки программы подготовки в ВУЗах. Теоретические наработки автор иллюстрирует с помощью многочисленных примеров применения методов управления производственной и сервисной организацией.
«Производственный менеджмент» / под ред. С.Д. Ильенковой
Отличительной особенностью данного курса является всестороннее рассмотрение современного экономического механизма управления производством, обеспечивающего производственную деятельность и решение текущих и стратегических задач предприятия в современных рыночных условиях.
Объект производственного менеджмента - производство и производственная система. При этом само понятие «производство в рамках производственного менеджмента шире, чем в литературе, посвященной организации производства.
Производство – это целенаправленная деятельность, сосредоточенная на создании чего-либо полезного.
Производственной системой называется совокупность целенаправленных процессов, превращающих отдельные элементы в полезный продукт. Согласно Ильенковой основными задачами производственного менеджмента являются:
- разработка стратегических и краткосрочных целей, а также тактики достижения их;
- определение ключевых направлений деятельности предприятия;
- анализ обеспеченности с материальной и финансовой точки зрения;
- четкое построение организации, достижение согласованности отдельных производственных участков и всех функциональных подразделений;
- принятие однозначных решений в части радикальных изме¬нений производственного процесса и его условий, при необходимости - корректировка или разработка нового плана или программы;
- контроль уровня надежности и качества продукции;
- рациональная организация производственных мощностей для максимизации прибыли.