Имидж как основа маркетинга страны
В современных условиях глобализации и информационной насыщенности имидж государства превратился в индикатор ее экономического, правового и социокультурного развития. Существующие технологии формирования международного имиджа все чаще используются не только глобальными коммерческими структурами, международными организациями или отдельными лидерами, но и органами государственной власти многих стран.
Достижение стратегических целей посредством национального брендинга (во внутреннем и внешнем его измерениях) позволяют странам эффективно и быстро создавать благосостояние, нивелировать угрозы и риски. Существует четкая взаимозависимость между внутренним имиджем страны (на собственной территории) и ее международным лицом, а также между имиджем страны в целом и имиджем каждого из ее регионов.
Государство, как территориальная единица, состоит из отдельных территорий, имиджевые характеристики которых беспрекословно влияют на общее восприятие ее в мире. Поэтому репутация каждого региона является важной составляющей создания имиджа государства, и для ее улучшения необходима целенаправленная работа, инициатором которой должен выступать государственный аппарат.
Для органов государственной власти важно понимание понятий национального брендинга, брендинга территорий, методов формирования, развития и поддержания имиджа, а также умение удачно применять имеющийся инструментарий и ведущий зарубежный опыт в системе государственного управления. В этой связи проблема управления имиджем страны, в частности международным, представляет научный и практический интерес.
Международная репутация и специфика ее создания
Создание международной репутации того или иного государства - кропотливый процесс, инициатором которого должен выступать государство. Имидж страны отражает ее экономическое развитие, соблюдение в ней прав и свобод гражданина, уровня социальной защищенности населения и развития культуры. Формирование положительного имиджа - это современная технология, которую следует применять в государственном управлении системно, целенаправленно и с видением перспективы будущего.
Имидж государства также и сборным имиджем ее отдельных территорий. Формирование благоприятного внутреннего и внешнего имиджа каждого региона на государственном и международном уровнях выступает действенным инструментом эффективного развития страны в целом, положительно обогащает национальный бренд. Поэтому следует уделять особое внимание созданию единой имиджевой политики на уровне государственного управления, поддерживать конструктивный диалог между подразделениями связей с общественностью органов государственной власти. Учитывая многогранность понятия имиджа государства, к его исследованию необходимо подходить комплексно и обращать внимание как на внутреннюю, так и на его внешнюю составляющие.
Международный имидж и специфика его восприятия
Международный имидж зависит от восприятия страны другими внешними аудиториями, в частности, представителями международных деловых кругов, которые являются потенциальными инвесторами, гражданами других стран, которые являются потенциальными туристами, официальными представителями других государств и международных организаций, которые являются потенциальными партнерами.
Как показатель экономического и общественно-политического развития имидж страны можно использовать для анализа ситуации в стране. Каков уровень социального благосостояния в стране, защищены права и свободы гражданина - такие характеристики можно назвать имиджевыми и от них зависит авторитет государства как на внутриполитической, так и на международной арене.
В условиях глобализации и информатизации в мире растет роль внешнеполитического имиджа государства. Он выступает своеобразным феноменом массового сознания, который функционирует как образ и представления, сочетая внешние и внутренние характеристики субъекта политических отношений.
Для эффективного функционирования государства, его развития и обеспечения благосостояния и высокого уровня жизни граждан, необходима слаженная работа всех государственных институтов, работающих в системе государственного управления. Соответственно, если согласиться с утверждением о том, что имидж страны отражает фактическую ситуацию в ней, тогда и имидж каждого политического субъекта, в том числе правительства страны, указывает на эффективность его работы.
Таким образом, технологии формирования имиджа должны включать наряду с информационно-коммуникационной деятельностью и организацию, и участие в различных мероприятиях маркетинга, что позволит влиять на имидж страны и его восприятие.