Интернет-среда как частный случай маркетинга
Наиболее ярким случаем маркетинга является процесс создания новой среды маркетинга в виде Интернета. Свойства Интернета создают специфическую, отличную от реальной, макромаркетинговой среды, в которой традиционные факторы значительно трансформируются или вообще отсутствуют, например, отсутствует природный фактор. Наибольшее значение приобретает технологический фактор, благодаря которому и формируется Интернет-среда. Демографический фактор отражает исключительно аудиторию интернет-пользователей и присущие ей характеристики:
- умение пользоваться информационными технологиями,
- возраст «ядра» аудитории - 20-45 лет,
- относительно высокий уровень материальной обеспеченности,
- высокий уровень образования и так далее.
Факторы микро- и макромаркетинговой Интернет-среды формируют специфические для предложенной информационной концепции маркетинговые стратегии. В частности, это стратегия «Сетевой готовности», когда на предприятии складываются необходимые условия для вхождения и функционирования в виртуальной экономике.
В сфере маркетинговых исследований используется программное обеспечение, позволяющее в режиме реального времени on-line получать до 600 показателей, характеризующих поведение потребителей; проводить интерактивные опросы и анкетирование, мгновенно обрабатывать с помощью математической статистики полученные данные.
Маркетологи могут осуществлять постоянные пассивные маркетинговые исследования, изучать целевой сегмент рынка, анализировать навигацию на сайте и спрос и т.д. Такие возможности позволяют вести мониторинг положения на рынке, быстро и эффективно реагировать на любые изменения.
Специфика комплекса маркетинга
Товарная политика в Интернет-маркетинга занимается формированием и предоставлением большого объема информации о материальных и информационные товары и, таким образом, ликвидирует информационную асимметрию рынке, характерную для реальной экономики. Применяется другая концепция жизненного цикла товара, которая в Интернет-маркетинга имеет только 2 этапа: вхождение на рынок и роста.
Маркетинговая ценовая политика основана на жесткой ценовой конкуренции в виртуальном пространстве и формировании цен преимущественно на основе спроса на предлагаемую продукцию и услуги. Основной проблемой, на которую наталкиваются компании, влияние Интернета на ценовую чувствительность покупателя.
Политика распределения представлена новыми специфическими информационными посредниками и точками продаж - Интернет-магазинами. Отсюда, новые принципы и требования к построению каналов распределения и функционированию предприятий розничной и оптовой торговли, интеграции логистических программ в виртуальной среде с процессами на реальном рынке.
Маркетинговая коммуникационная политика получила наибольшее развитие в информационной концепции. Широко используется комплекс маркетинговых интернет коммуникаций: поисковая оптимизация, интерактивные продажи, Интернет-реклама, продвижение в сетевых сообществах на основе вирусного маркетинга т.д
Как контроль и оценка эффективности маркетинговой деятельности, в виртуальной среде применяются специально разработанные программы, такие как Google Analytics, Google Trends, Yandex и др. Завершающим этапом в данной информационной концепции маркетинга выступает веб-аналитика и ее взаимодействие с системой контроля в реальной среде.
Перспективы и направления развития уникальной среды маркетинга
Во-первых, с изменением макроэкономических условий происходит постоянная трансформация маркетинговых концепций как основы эффективных маркетинговых усилий на предприятии.
Во-вторых, на основе четырех базовых принципов - возможности оцифровки информации, сетевой природы, закона Мура и закона Меткалфа - сформировался новый гипермедийный информационное пространство Интернет, обладающий специфическими свойствами. В настоящее время в нем разворачивается виртуальная экономика и маркетинговая деятельность предприятий.
В-третьих, предлагается парадигма информационного маркетинга как философия бизнеса предприятия, ориентированная на частичное или полное функционирование в интернет-среде с применением специфических для виртуальной среды маркетинговых стратегий, средств и методов ведения бизнеса для предоставления новых ценностей покупателям на выбранном целевом рынке. Применение данной концепции предусматривает широкое использование уникальных свойств Интернет-среды на всех этапах маркетинга.
В-четвертых, в условиях кризиса современные возможности Интернет-среды, которые позволяют осуществлять более эффективные и осмысленные маркетинговые действия, привлекают большое внимание коммерческих организаций, промышленных предприятий.