Статья $11$ ЖК РФ предусматривает возможности защиты нарушенных жилищных прав. Такая защита осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Защита жилищных прав осуществляется путем:
- признания жилищного права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
- признания судом недействующим полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права;
- неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
- прекращения или изменения жилищного правоотношения;
- иными способами, предусмотренными федеральным законодательством [в схему]
Рассмотрение жилищных споров в административном порядке
Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.
Предусмотрев рассмотрение жилищных споров в административном порядке, законодатель имел ввиду возможность рассмотрения поданных по таким спорам писем, заявлений и жалоб на заседаниях жилищных органов(жилищных комиссии), а также например на приеме руководителя органа местного самоуправления или иного должностного лица посетителей по жилищным вопросам, например прием военнослужащих начальником гарнизона или командиром воинской части по вопросам служебного жилья.
Некоторые субъекты РФ для решения вопросов, возникающих в жилищной сфере создают особые жилищно-конфликтные комиссии, которые действуют как специальный орган, уполномоченный рассматривать споры по вопросам сохранности и использования жилищного фонда. Также такие комиссии наделены полномочиями по рассмотрению представлений, жалоб, предложений, ходатайств и иного рода обращений по следующим вопросам:
- неправомерности действий и решений государственных жилищных инспекторов;
- отказов от предоставления доступа в помещения и документации, необходимой при инспекционном обследовании и освидетельствовании помещений в жилищном фонде и др.
Однако такие органы не уполномочены принимать окончательное решение относительно жилищных вопросов. Жилищная комиссия лишь рассматривает жалобу и готовит предложение по решению поставленной проблемы на решение руководителя органа местного самоуправления или иного должностного лица.
Отмечается, что такой (административно-служебный) порядок разрешения жилищных споров наиболее характерен для военных организаций.
В случае, если жилищная комиссия или иной орган, занимающийся делами, связанными с жильем, подготавливает заявление, которое имеет признаки незаконности или необоснованности, заявитель вправе обратиться к уполномоченному должностному лицу с заявлением о неутверждении решения жилищного органа и направлении своего заявления на новое рассмотрение
Рассмотрение жилищных споров в судебном порядке
Основным способом разрешения жилищных споров является рассмотрение их в судебном порядке. В данном случае защита нарушенных прав осуществляется судами общей юрисдикции или арбитражным судом, исходя из подведомственности дел, установленной гражданским и арбитражным процессуальным законодательством.
Разрешение жилищных споров судами общей юрисдикции
В ведении судов общей юрисдикции находятся споры:
- между наймодателями и нанимателями жилых помещений, находящихся в домах жилищного фонда, относимых к государственному, муниципальному или частному жилищному фонду;
- между нанимателями и членами их семей;
- между гражданами и жилищно-строительными кооперативами;
- иные, связанные с жилищными правоотношениями;
- о выселении лиц по различным основаниям, например, выселение самовольно вселившихся в нежилые дома; выселение из самовольно построенных домов; выселение в связи с переоборудованием дома в нежилой и т.д.
Право граждан на судебную защиту своих прав, в том числе и жилищных, закреплено в Конституции РФ. Законодатель призвал суд обеспечивать надлежащую защиту прав, свобод и законных интересов путем своевременного и правильного рассмотрения дела. Суды, разрешая споры, вытекающие из жилищных правоотношений, обязаны обеспечивать надлежащую защиту нарушенных прав как физических, так и юридических лиц путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
Для достижения этой цели, суд должен создать все необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела:
- разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности;
- предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий;
- в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, оказывает им содействие в осуществлении их прав.
Рассмотрение жилищных споров военными судами.
Кроме ранее указанных категория споров, в порядке судебного разбирательства могут рассматриваться дела, которые хоть и вытекают из административно-правовых отношений, но их рассмотрения требуется решить спор о праве других лиц. В частности это касается законодательства о военной службе. Такая точка зрения излагается в позиции Верховного Суда.
В данном случае Верховный Суд отмечает, что в судебном порядке рассматриваются неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, в том числе тем, которые вытекают из жилищных правоотношений.
Рассматривать такие споры уполномочены военные суды. В частности они рассматривают заявления об оспаривании следующих действий органов военного управления и воинских должностных лиц:
- о необеспечении положенными видами довольствия (квартирным и др.) и по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих;
- об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), снятии с учета, переносе очереди на получение жилого помещения и др.
Заявление об оспаривании действий органов военного управления в области жилищных отношений подается в военный суд по подсудности.
Подсудность военных судов
- В Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации подаются заявления об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
- В окружной (флотский) военный суд подаются заявления, если возбуждаемое гражданское дело будет связанно с государственной тайной;
- Все остальные заявления подаются в соответствующий гарнизонный военный суд, который действует на территории. дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Причем заявление может быть по выбору военнослужащего подано в военный суд по месту его жительства или по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. На практике в соответствии со спецификой системы военных судов место жительства военнослужащего и место нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, как правило, совпадают, и дело подсудно одному и тому же гарнизонному военному суду.