Согласно пункту $1$ статьи $5$ Земельного кодекса РФ, участниками земельных правоотношений являются:
- Российская Федерация;
- субъекты Российской Федерации;
- муниципальные образования;
- юридические лица;
- граждане.
Все они могут иметь различные права и обязанности, связанные с владением, использованием и распоряжением участками. Субъекты земельных правоотношений способны приобретать специальные наименования. Они могут являться собственниками, владельцами, пользователями или арендаторами участков.
Органы государственной власти как субъекты земельных отношений
Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает государственным суверенитетом, как неотъемлемым элементом международной правосубъектности страны. Эта высшая власть осуществляется соответствующими органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах.
Субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений, поскольку земли могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности регионов. Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники земли. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками.
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
- определение основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений;
- установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
- государственное управление в области мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
- установление порядка резервирования земель, изъятия участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
- резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
- разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
- иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации Конституцией РФ, Земельным кодексом, федеральными законами.
В полномочия субъектов Федерации входят:
- резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд регионов России;
- разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации;
- иные полномочия, не отнесенные к ведению России или органов местного самоуправления.
Рисунок 1.
Муниципалитеты как субъекты земельных отношений
Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, поэтому они также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений.
Муниципалитеты являются субъектами земельных отношений обычно при управлении рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной, так и в частной собственности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:
- резервирование земель;
- изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
- установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, с учетом требований законодательства Российской Федерации;
- разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
- иные полномочия, решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Граждане и юридические лица как субъекты земельных отношений
С учетом происходящих в России политических и экономических преобразований земельное законодательство развивается по пути максимального расширения круга физических и юридических лиц, которые могут являться собственниками, пользователями или арендаторами участков.
Признавая права иностранцев, лиц без гражданства и организаций, зарегистрированных в других странах, быть участниками земельных правоотношений в России, некоторые федеральные законы все же содержат ряд ограничений. Например, иностранцы не могут приобретать в собственность участки, находящиеся в пределах приграничных территорий, а также земли сельскохозяйственного назначения.
Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам – только за плату.
Земельный кодекс закрепляет ряд специальных правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из них придается иной смысл.
Собственниками участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.
Землепользователи – это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Согласно статье $20$ Земельного кодекса РФ, участки предоставляются в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставлялись до введения в действие нынешнего Земельного кодекса РФ.
Субъектам земельных правоотношений недостаточно обладать лишь потенциальным правом участвовать в таких отношениях. Они должны иметь правовую дееспособность, а в ряде случаев – соответствовать определенным требованиям. Например, пользоваться землями обороны могут только организации, обеспечивающие деятельность Вооруженных Сил России, а дачными участками – члены садоводческих товариществ.