Унитарная форма государственного устройства – это особая форма территориально-политического устройства государства, при которой оно представляет собой цельное, единое, слитное образование, составные части которого политической самостоятельностью не обладают.
Унитарная государственность в современном мире является наиболее распространенной формой государственного устройства. Унитаризм характерен большинству государств, образованных после падения колониальной системы. К унитарным государствам также относятся крупные развитые и среднеразвитые страны (Франция, Великобритания По данной теме мы уже выполнили реферат Форма правления в Великобритании подробнее , Италия По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный строй Италии подробнее , Китай, Япония, Египет и др.).
Особенности унитарной формы устройства государства:
В одном унитарном государстве могут сосуществовать разнообразные и достаточно гибкие системы местного управления, гарантируются право населения осуществлять местное самоуправление.
В унитарном государстве единые:
В зависимости от особенностей организации публичной власти в центре и в административно-территориальных единицах, характера взаимоотношений государственных органов, все унитарные формы государственного устройства можно разделить на несколько видов.
Виды унитарных форм государственного устройства:
Территориальная, или областная автономия – это конституционно закрепленное самоуправление части территории государства.
В зависимости от объема прав, принадлежащих территориальным автономиям, выделяют:
Автономия – это особая форма децентрализации государственной деятельности с учетом исторических, географических, национальных особенностей определенной территории.
Политическая автономия широко распространена в государствах Африки, Азии и Европы. Например, в состав Великобритании входит политическая автономия – Северная Ирландия, обладающая собственным правительством, парламентом. В Италии существует областная политическая автономия, которая отображает исторические различия в жизненном укладе отдельных регионов (Сардиния, Сицилия), национальный состав территорий (Венеция-Фриулия-Джулия, Трентино-Альто-Адидже).
Образование автономии может быть связано с географическим положением, удаленностью от центральной части страны. Данные факторы сыграли основную роль при придании автономии Фарерским островам (1948 г.) и Гренландии (1979 г.) в составе Датского По данной теме мы уже выполнили реферат Правовая система Дании подробнее королевства, а также Аландским островам в составе Финляндии По данной теме мы уже выполнили реферат Денежная система Финляндии подробнее . При определении автономии Гренландии значительную роль сыграл национальный фактор, так как большинство ее населения составляют иннуиты-эскимосы.
В виде политической автономии представлен ряд автономных образований в Африке и Азии. В Южно-Африканской Республике есть автономные территории, образованные по национально-территориальному, или племенному территориальному принципу, обладающие внутренним самоуправлением (к примеру бантустан Транскей).
Цель предоставления политической автономии в некоторых случаях – снятие напряженности в межнациональных отношениях. Этот факт лежал в основе предоставления автономии курдам на севере Ирака. Как правило, возможность появления политической автономии предусматривается в конституции, находит регулирование или в отдельном общегосударственном законе (Финляндия, Дания), или в особом статуте, который разрабатывается законодательными органами автономно-территориальной единицы, принимается парламентом страны (Испания, Италия).
В каждом автономном образовании есть собственный законодательный (ландстинг в Гренландии, лигтинг на Фарерских островах, ассамблея в Каталонии и др.) и исполнительный (джунты в Италии) органы. Исполнительный орган имеет двойное подчинение: центральному правительству и местному представительному органу.