Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Участие муниципальных образований в гражданских правоотношениях

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Участие муниципальных образований в гражданских правоотношениях

Правовые основы участия в гражданском обороте органов муниципальной власти

Важной новеллой Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее 1993 г. стало закрепление основ местного самоуправления, под которым понимается решение вопросов местного значения не на федеральном или региональном уровне, а непосредственно на местах (ст. 12, 130). Субъектами местного самоуправления являются в том числе муниципальные образования.

Замечание 1

Следует помнить, что муниципальная власть не является составной частью государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, являясь при этом публично-правовыми образованиями.

Назначение местного самоуправления состоит не только в решении локальных вопросов, но и в осуществлении прав собственности в отношении муниципальных объектов. Финансовое обеспечение полномочий местных органов (местные бюджеты и местные налоги) и необходимость реализации ими правомочий собственника являются предпосылками для наделения их гражданской правосубъектностью.

Понятие и виды муниципальных образований

Легального определения термина «муниципальное образование» в настоящее время нет, однако его содержание раскрывается путем перечисления возможных видов муниципальных образований:

  • городские (город, поселок) и сельские (село, станица, деревня, хутор) поселения;
  • муниципальные районы (несколько поселений и межселенных территорий);
  • городские округа (несколько населенных пунктов, не являющихся по отдельности муниципальными образованиями), в том числе с внутригородским делением;
  • внутригородские районы в составе городских округов;
  • внутригородские территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Готовые работы на аналогичную тему

Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее » (далее – Закон № 131-ФЗ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовые принципы в законодательстве РФ подробнее ) указывает на две возможные формы осуществления этой деятельности:

  • непосредственно населением муниципального образования (например, посредством референдума, сходов и собраний, публичных слушаний, ТОС);
  • через уполномоченные органы местного самоуправления.

В систему органов местного самоуправления могут входить:

  • представительный орган (дума, собрание и т. п.);
  • глава (мэр);
  • исполнительный орган (местная администрация);
  • контрольно-счетный орган и пр. (ст. 34 Закона № 131-ФЗ).

Особенности муниципальных образований как субъектов гражданских отношений заключаются в том, что:

  • они участвуют в гражданском обороте с публичной целью – наилучшего решения вопросов местного значения, обеспечения интересов местного сообщества;
  • для них характерен признак территориальности (ограничения правосубъектности территорией конкретного муниципального образования);
  • они совмещают гражданско-правовой и публично-правовой статус (как административно-территориальной единицы по нормам конституционного, муниципального права);
  • они могут выступать в обороте через свои органы и должностных лиц;
  • для узаконивания участия местных органов власти в гражданском обороте они наделены правами юридического лица.

Гражданская правосубъектность муниципальных образований

Специфику муниципальных образований как субъектов права составляют:

  • отказ от преимуществ, вытекающих из публично-правового статуса (выступление на равных началах с иными субъектами гражданского права);
  • действие через своих «полномочных представителей» – органы местного самоуправления (в силу муниципальных правовых актов), физические или юридические лица (в силу специального поручения);
  • обеспечение равной с иными формами собственности защиты муниципальной собственности, в том числе судебной защиты.

Будучи субъектом гражданского права, муниципальные образования правомочны:

  • осуществлять правомочия собственника в отношении муниципального имущества, в том числе приватизировать его и защищать от посягательств третьих лиц;
  • создавать и регулировать деятельность предприятий и учреждений, принимать участие в хозяйственных обществах;
  • заключать хозяйственные договоры с иными частно-правовыми субъектами в порядке законодательства о контрактной системе (ст. 54 Закона № 131-ФЗ).

Гражданско-правовая ответственность муниципальных образований строится на следующих принципах:

  • местные органы не отвечают по обязательствам федеральных и региональных органов власти (п. 4 и 5 ст. 126 Гражданского кодекса РФ);
  • местные органы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (за исключением казенных учреждений).
Замечание 2

При этом муниципальное образование может выступить гарантом (поручителем) по обязательствам Федерации. В этом случае правило о разграничении ответственности не действует.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис