Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Участие муниципальных образований в гражданских правоотношениях

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Право и юриспруденция / Участие муниципальных образований в гражданских правоотношениях
Участие муниципальных образований в гражданских правоотношениях

Правовые основы участия в гражданском обороте органов муниципальной власти

Важной новеллой Конституции РФ 1993 г. стало закрепление основ местного самоуправления, под которым понимается решение вопросов местного значения не на федеральном или региональном уровне, а непосредственно на местах (ст. 12, 130). Субъектами местного самоуправления являются в том числе муниципальные образования.

Замечание 1

Следует помнить, что муниципальная власть не является составной частью государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, являясь при этом публично-правовыми образованиями.

Назначение местного самоуправления состоит не только в решении локальных вопросов, но и в осуществлении прав собственности в отношении муниципальных объектов. Финансовое обеспечение полномочий местных органов (местные бюджеты и местные налоги) и необходимость реализации ими правомочий собственника являются предпосылками для наделения их гражданской правосубъектностью.

Понятие и виды муниципальных образований

Легального определения термина «муниципальное образование» в настоящее время нет, однако его содержание раскрывается путем перечисления возможных видов муниципальных образований:

  • городские (город, поселок) и сельские (село, станица, деревня, хутор) поселения;
  • муниципальные районы (несколько поселений и межселенных территорий);
  • городские округа (несколько населенных пунктов, не являющихся по отдельности муниципальными образованиями), в том числе с внутригородским делением;
  • внутригородские районы в составе городских округов;
  • внутригородские территории Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) указывает на две возможные формы осуществления этой деятельности:

  • непосредственно населением муниципального образования (например, посредством референдума, сходов и собраний, публичных слушаний, ТОС);
  • через уполномоченные органы местного самоуправления.

В систему органов местного самоуправления могут входить:

  • представительный орган (дума, собрание и т. п.);
  • глава (мэр);
  • исполнительный орган (местная администрация);
  • контрольно-счетный орган и пр. (ст. 34 Закона № 131-ФЗ).

Особенности муниципальных образований как субъектов гражданских отношений заключаются в том, что:

  • они участвуют в гражданском обороте с публичной целью – наилучшего решения вопросов местного значения, обеспечения интересов местного сообщества;
  • для них характерен признак территориальности (ограничения правосубъектности территорией конкретного муниципального образования);
  • они совмещают гражданско-правовой и публично-правовой статус (как административно-территориальной единицы по нормам конституционного, муниципального права);
  • они могут выступать в обороте через свои органы и должностных лиц;
  • для узаконивания участия местных органов власти в гражданском обороте они наделены правами юридического лица.

Гражданская правосубъектность муниципальных образований

Специфику муниципальных образований как субъектов права составляют:

  • отказ от преимуществ, вытекающих из публично-правового статуса (выступление на равных началах с иными субъектами гражданского права);
  • действие через своих «полномочных представителей» – органы местного самоуправления (в силу муниципальных правовых актов), физические или юридические лица (в силу специального поручения);
  • обеспечение равной с иными формами собственности защиты муниципальной собственности, в том числе судебной защиты.

Будучи субъектом гражданского права, муниципальные образования правомочны:

  • осуществлять правомочия собственника в отношении муниципального имущества, в том числе приватизировать его и защищать от посягательств третьих лиц;
  • создавать и регулировать деятельность предприятий и учреждений, принимать участие в хозяйственных обществах;
  • заключать хозяйственные договоры с иными частно-правовыми субъектами в порядке законодательства о контрактной системе (ст. 54 Закона № 131-ФЗ).

Гражданско-правовая ответственность муниципальных образований строится на следующих принципах:

  • местные органы не отвечают по обязательствам федеральных и региональных органов власти (п. 4 и 5 ст. 126 Гражданского кодекса РФ);
  • местные органы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (за исключением казенных учреждений).
Замечание 2

При этом муниципальное образование может выступить гарантом (поручителем) по обязательствам Федерации. В этом случае правило о разграничении ответственности не действует.