Понятие коллективного трудового спора
Коллективный трудовой спор как одна из разновидностей трудового спора имеет специфические черты, среди которых:
- субъектный состав такого спора;
- предмет и причина спора;
- способ урегулирования спора.
Легальное определение коллективного трудового спора содержится в ст. 398 Трудового кодекса РФ.
Коллективный трудовой спор – разногласия сторон трудовых отношений (социального партнерства) по вопросам условий труда, заключения и исполнения договоров и соглашений, учета мнения представителей работников.
Отличительная особенность коллективных споров состоит в том, что они могут проходить не только на локальном уровне (работники – работодатель), но и на более высоких уровнях социального партнерства.
В связи с участием в коллективном споре работникам предоставляется широкий перечень специфических гарантий, в частности недопустимость локаута (ст. 405, 409, 414, 415 ТК РФ).
Субъектный состав коллективных трудовых споров
В рамках субъектного состава коллективных споров можно выделить две группы участников:
- стороны коллективного спора – работники и работодатели, в том числе их представители (профсоюзы, объединения работодателей);
- лица, участвующие в разрешении спора или способствующие его урегулированию.
Отличительной особенностью сторон трудового спора является множественность лиц с одной или обеих сторон.
В отношениях по урегулированию коллективного трудового спора может участвовать широкий круг субъектов:
- примирительная комиссия, создаваемая на паритетных началах из представителей сторон трудового спора (ст. 401, 402 ТК РФ);
- посредник (ст. 403 ТК РФ);
- временный или постоянно действующий трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ);
- Роструд, а также региональные министерства и ведомства, исполняющие полномочия в данной сфере (ст. 407 ТК РФ);
- федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления (ст. 412 ТК РФ);
- органы прокуратуры, а также суды регионального звена (ст. 413 ТК РФ).
Предмет и причины коллективных трудовых споров
Коллективные споры имеют свои предмет и причину, которые могут быть различными на разных уровнях социального партнерства.
Предмет коллективного спора в любом случае – это разногласия между его сторонами по вопросам регулирования труда и социального партнерства.
Так, на локальном уровне коллективный спор может быть вызван разногласиями:
- по вопросу установления (изменения) работодателем условий труда, в том числе оплаты труда;
- по вопросу заключения и выполнения работниками и работодателем положений коллективных договоров и соглашений, внесения в них изменений;
- по вопросу учета работодателем мнения представителей работников при издании локальных актов.
На более высоких уровнях социального партнерства изменяется не только состав участников (это профсоюзы и объединения работодателей), но и трансформируется причина споров - на первый план выходит изменение и выполнение соглашений, заключенных в рамках социального партнерства.
Способы урегулирования коллективных трудовых споров
Как мы знаем, индивидуальный спор урегулируется либо специально уполномоченным органом – комиссией по трудовым спорам, либо в судебном порядке.
У коллективных споров – свои способы разрешения:
- Примирительные процедуры (ст. 401 ТК РФ). В рамках данного способа стороны пытаются с привлечением третьих лиц прийти к консенсусу по вопросам, поставленным в требованиях работников или их представителей. При этом стороны коллективного спора могут быть привлечены к ответственности в случае уклонения от участия в таких процедурах и неисполнения принятых по их итогам соглашений.
- Забастовка (ст. 37 Конституции РФ, ст. 409 ТК РФ). Право временно прекратить трудовую деятельность с целью добиться урегулирования трудового спора – одно из важнейших прав работников. Однако его реализация связана с рядом условий: забастовка может быть объявлена только при уклонении работодателя от участия в согласительных процедурах или неисполнения им принятого по итогам спора решения; работники должны обеспечить необходимый минимум работ, а в ряде случаев проведение забастовки незаконно.
Этапы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров
Коллективный трудовой спор проходит несколько последовательных этапов:
- Выдвижение требований работников (профсоюзов). Заметим, что инициатор коллективного спора – это всегда работник или его представители (ст. 399 ТК РФ).
- Рассмотрение данных требований работодателем либо объединением работодателей (ст. 400 ТК РФ).
- Формирование примирительной комиссии и рассмотрение данной комиссией трудового спора (ст. 402 ТК РФ). Уже на данном этапе коллективный спор может быть разрешен, если стороны придут к взаимоприемлемому решению и исполнят его.
- Привлечение к урегулированию спора посредника либо передача спора в трудовой арбитраж (ст. 403, 404 ТК РФ).
- Забастовка – крайнее средство урегулирования возникшего на локальном уровне спора, если на предшествующих этапах не удалось достичь компромисса (ст. 409 ТК РФ).