Сущность понятия «телемедицина»
Телемедицина — это использование различного рода современных технологий и средств телекоммуникаций, которые применяются для оказания врачебных и консультационных услуг на расстоянии.
Именно благодаря телемедицинским технологиям врачи имеют возможность не только проводить осмотр пациентов на расстоянии, собирать анамнез заболевания, но также и запрашивать необходимую информацию о пациентах, назначать наиболее эффективное лечение, оформлять листы временной нетрудоспособности.
Среди целей применения телемедицины можно выделить следующие:
- профилактические мероприятия;
- сбор анамнеза, а также его анализ;
- анализ эффективности проведенных мероприятий, направленных на лечение и диагностику заболеваний пациента;
- наблюдение с медицинской точки зрения за состоянием здоровья наблюдаемого;
- принятие решения о необходимости очного приема доктора.
На сегодняшний день телемедицина может применяться для оказания:
- медицинской помощи первичного характера;
- специализированной медицинской, а также высокотехнологичной помощи пациенту;
- медицинской помощи, направленной на улучшение качества жизни пациентов с серьезными заболеваниями.
Правовые аспекты телемедицины
В правовом поле впервые положения о телемедицине были закреплены 5 лет назад, а именно в 2017 году, посредством внесения правок в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившим в юридическую силу 1 января 2018 года. На уровне уголовного законодательства данный вопрос не регламентируется.
Однако, и на сегодняшний день многие специалисты выделяют существующее несовершенство правового регулирования этой сферы медицины. В большей степени подобное несовершенство заключается в том, что действующее законодательство в полной мере не покрывает возникающие спорные вопросы, связанные с использованием технологий телемедицины.
Следует отметить, что современное отечественное законодательство о телемедицине в том виде, в котором оно существует, в некоторой степени оказывает тормозящее влияние на развитие таких технологий, что в том числе отражается на числе учреждений медицинской направленности, которые внедряют подобные технологии, так, например, поликлиники не стремятся применять технологии телемедицины в реализуемой деятельности.
Одной из важнейших проблем в этой области можно назвать практическое отсутствие в действующем отечественном законодательстве ответа на вопрос о законных правомочиях доктора диагностировать и лечить заболевания в дистанционном формате. Также Министерством здравоохранения России на законодательном уровне не установлены ни стадии оказания медицинской помощи с использованием рассматриваемых современных технологий, ни обособленные подразделения, имеющие право на оказание такой помощи, а также единые стандарты оказания медицинской помощи в дистанционном формате, направленные на определение хотя бы минимального оснащения «кабинета врача» в рамках телемедицины. В качестве одного из наиболее существенных ограничений использования технологий телемедицины можно назвать фактическую невозможность дистанционной постановки диагноза.
Следует отметить, что в действительности в большинстве случаев диагностирование, а также первичное назначение лечения без личного осмотра пациента не только мало возможно, но и создает дополнительные угрозы здоровью пациента.
Также на современном этапе развития технологий применение телемедицины, по аналогии с прочими технологиями информационного характера, тесно связно с необходимостью обеспечения безопасности информации, которая должна быть обработана для постановки диагноза, в связи с чем может возникать большое количество проблем именно с точки зрения информационной безопасности, среди которых можно выделить несоблюдение безопасности персональных данных, а также возможное нарушение конфиденциальности врачебной тайны.
В рассматриваемом контексте одной из ключевых проблем является именно безопасности персональных данных пациентов. Современные особенности технологического характера, которые предполагают обязательное использование сети Интернета, не исключают возможности утечки сведений, а существующий в рамках действующего законодательства особый правовой режим сведений о пациентах в значительной степени увеличивает потенциальные риски раскрытия такой информации третьим лицам. В случае оказания услуг телемедицинских услуг медицинское учреждение приобретает статус оператора персональных данных, при этом соответствующая квалификация в большинстве случав определяется целями обработки данных, например, при работе с персональными данными пациентов в их обработке заинтересована медицинская организация. Из этого можно сделать вывод, уровень ответственности медицинских организацией за оборот информации в случае применения технологий телемедицинских технологий в существенной мере возрастает, однако, какие-либо специальные нормы об ответственности операторов в данном случае отсутствуют в современном правовом поле.
В качестве второй значительной проблемы обработки персональных данных пациентов можно назвать отсутствие нормативного закрепления требований к серверам, которые используются для последующего хранения таких данных, а также порядка доступа к ним. При этом при размещении данных пациентов на взаимосвязанных системах хранения должна быть установлена процедура доступа к данным о пациенте исключительно тем медицинским работником, у кого есть на это законное основание. Разумеется, при обработке и хранении таких данных наиболее целесообразно использовать системы защиты и шифрования информации и реализовывать прочие меры, направленные на сохранение конфиденциальности таких данных.