Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социологический подход к происхождению права

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Право и юриспруденция / Социологический подход к происхождению права
Социологический подход к происхождению права

История формирования социологического подхода к происхождению права

Социологический подход к происхождению права — это концепция, ставшая для современного правоведения определенным смысловым ориентиром, позволяющим обозначить целевое направление в дискуссии о праве.

Замечание 1

Под понятием «социология права» чаще всего рассматривается право, как таковое, его взаимосвязь с обществом.

Конец XIX - начало XX века ознаменовались серьезными преобразованиями, которые происходили в это время в российском государстве. Интенсивное развитие экономики привело к структурному изменению общества, появилась необходимость в регулировании новых видов общественных отношений. Эти процессы и незавершенность демократических преобразований 60-х гг. XX века указывали о необходимости дальнейшего развития дореволюционного правового поля России.

Готовые работы на аналогичную тему

Конец XIX - начало XX века — период расцвета теоретической и практической юриспруденции, переходу от абстрактно-идеалистических, метафизических позиций на научно-позитивные. Обозначенные процессы стимулировали интерес к изучению государственно-правовых институтов и права. Появились новые концепции понимания социологии права, были сформированы новые направления и научные школы.

Значительный вклад в развитие социологического подхода к исследованию права внесли А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, В.И. Сергеевич, А.Н. Филиппов, В.Н. Латкин, Б.Э. Нольде, М.Ф. Владимирский-Буданов и др.

Изменения в юриспруденции происходили в русле общеевропейских тенденций развития науки права в направлении позитивизма. Дореволюционные российские правоведы и социологи, тесно сотрудничая с европейской социологической, философской, правовой наукой, последними достижениями, активно использовали основные убеждения и взгляды, пытались развивать собственные социологические подходы к праву.

Основные направления развития социологического подхода к праву:

  • изучение личности преступника и причин преступности;
  • разработка социологической теории уголовного права;
  • социологическое объяснение социальной природы и сущности права.

Социологическое объяснение социальной природы и сущности права

Работы ряда дореволюционных исследователей по общей теории права показали всю ценность и значимость применения социологического подхода в праве. В конце XIX - начале XX века сформировалась научная школа, исследующая социальные основы права, где правоведы выделяют два самостоятельных подхода: либеральный (С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский) и марксисткий.

Основоположником и родоначальником либерального социологического подхода является С.А. Муромцев. Ученый одним из первых увидел значительный исследовательский и творческий потенциал социологии, использовал его для нужд правоведения. В своей работе «Определение и основное разделение права (1879 год) Муромцев обозначил необходимость «радикального» преобразования правоведения, включая объективное научное изучение социальных процессов и явлений человеческого общества.

Выход из сложившейся ситуации ученый видел в необходимости сформулировать для всех социальных наук новые задачи, изучать закономерности становления и развития основных явлений общественной жизни. Открытие правовых законов позволило бы перейти от смены форм юридической и общественной жизни к единственному идеальному правовому состоянию.

Основные аспекты социологического объяснения сущности права:

  1. Силами юриспруденции и иных социальных наук нужно определить отношения, в которых состоят разные правовые явления и выявить взаимодействие правовых явлений, прочих факторов и условий общественного развития. Среди остальных социальных явлений право не являлось чем-то обособленным, подчеркивалась взаимосвязь всех элементов общественной жизни.
  2. Деятельность человека обусловливалась окружающей средой и природой. Любой результат социальной деятельности отдельных индивидов, их групп вел к появлению однородных и разнородных явлений социальной жизни. Изучение разных социальных явлений могло привести к разным основаниям. Предмет исследования одной социальной науки (например, экономики), не может быть обособлен от другой социальной науки (например, юриспруденции). Такие рассуждения позволили более активно использовать социологический подход в отношении изучения основ права.
  3. Социальные отношения проявлялись во всех сферах общества, состояли из актов деятельности как отдельного человека, так и элементов окружающей среды, влияющей на человека. Все однородные отношения группировались в порядки. Правом считалась совокупность юридических отношений, формирующих в обществе правовой порядок.

Психологические основы социологического подхода к происхождению права

Отдельные исследователи считали, что связь, соединяющая воедино всех членов общества, психического и духовного характера, поэтому право и государство являются выражением психологической связи между индивидами. Если считать, что право — это организованные, заранее спланированные действия общества, направленные на защиту разных отношений членов общества от посягательств, то появляется использовать этот механизм в отношении неодушевленных предметов.

Существование механизма по защите общественных отношений позволило человеку выстраивать свои действия, в психике, сознании человека формируется представление о существовании права. Опираясь на знание о существовании определенных порядков, то есть, на «психический элемент», можно объяснить все правовые явления. Сознание человека окружающий мир воспринимает субъективно, это касается и отношений в праве. Право всегда расходилось с объективной действительностью.

Между поведением, которое определялось правом, установленным государственной властью и поведением, установленным каким-либо божеством, вытекающем из метафизической сущности человеческой сущности или в другом, установленном порядке.