Проблемы защиты прав и интересов (публично-правовых) связаны с вопросами процессуальной формы. Анализ имеющихся определений процессуальных форм говорит о разделении взглядов на разные направления: на нормы права и процессуальную деятельность. Определив процессуальную норму можно разрешить вопросы судопроизводства и разграничить компетенцию судебной власти.
Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс регулируют производство по делам, которые возникают из частных отношений. В них установлены судебные процедуры по рассмотрению дел, возникающих из нарушения публичных прав. В Кодексе административного судопроизводства предусматривается порядок рассмотрения дел, которые возникают из нарушения публичных прав.
Анализ действующего законодательства говорит о том, что необходимо определить, какие именно дела относятся к публично-правовым категориям. Для решения данных вопросов следует определить, какие именно существуют меры защиты публичных прав.
Понятие и меры защиты публичных прав
Защита публичных прав и интересов подразумевает использование мер защиты для устранения препятствий для их реализации в случаях оспаривания либо нарушения.
Меры защиты публичных прав – это закрепленные в правовых нормах способы принуждения, которые направлены на восстановление оспоренного или нарушенного права, для создания условий его осуществления и обеспечения исполнения правовых обязанностей.
К мерам защиты можно отнести:
- Признание неправомерным принятый акт, либо правонарушения,
- Признание права,
- Восстановление положения, которое существовало до нарушения,
- Пресечение действий, направленных на нарушение публичных прав,
- Признание недействующим акта государственного органа,
- Прекращение либо изменение правоотношения,
- Возложение обязанностей (например, по принятию решений по конкретным вопросам) и иные меры.
Указанные меры направляются на то, что бы обеспечить неприкосновенность права, его осуществимость. Меры защиты осуществляются в пределах определенной формы защиты публичных прав.
Формы защиты публичных прав
В правовой науке выделяется две формы защиты: юрисдикционная и не юрисдикционная.
Юрисдикционная форма подразумевает то, что лицо может обратиться за защитой в государственные органы (например, в суд), которые имеют право принимать все требуемые меры для того, чтобы восстановить нарушенные права. Дословно слово «юрисдикция» означает право вести суд и разрешать правовые вопросы в области полномочий органа.
Таким образом, для данной формы характерны два порядка защиты: внесудебный и судебный.
Судебная защита подразумевает защиту субъективных публичных прав, которая производится судебными органами, и происходит на основании принципов правосудия, в установленном законе порядке и способами (четкими процессуальными формами) для восстановления нарушенных прав, и создания условий для обеспечения исполнения юридических обязанностей. Судебная защита основывается на конституционной базе.
Конституция Российской Федерации в статье 46 гарантирует судебную защиту прав и свобод каждого. Решения органов власти и должностных лиц могут быть обжалованы в судебных органах. Судебной защите прав присуще следующие признаки:
- Реализуется лишь судом,
- Осуществляется положениями публичного права,
- Регулируется принципом: прав тот, на чьей стороне закон,
- Предназначается для разрешения самых важных и сложных проблем в области права,
- Гарантирует законность,
- Предполагает определенные процессуальные способы,
- Объективность.
Самозащита
Самозащита нарушенных прав – это способ защиты, при котором лицо, чьи права нарушены, имеет право правомерно воздействовать на нарушителя, без помощи специальных органов.
Данная форма защиты могут быть использованы разные способы защиты, которые будут соразмерны нарушению. Так, может применяться необходимая оборона, оперативное воздействие, либо правомерный отказ совершить какие – либо действия.
Самозащита также может применяться и должностными лицами. Если в отношении частного лица имеется решение, которое является законным и обоснованным, и лицо его не исполняет, то государственный орган имеет право применять принудительные меры по исполнению решения. То есть по общему правилу должностные лица могут защищать свои права и законные интересы без решения суда. Такая самозащита называется «административная самозащита».
В современном мире отмечается усиление влияния органов власти на область гражданских отношений. Проблемы сочетания публичных и частных интересов в областях, которые предполагают, правовое равенство субъектов означают, что применяются общие способы защиты публичных прав. Способы защиты в публично-правовой области подразумевают особенные формы выражения и направляются на устранение препятствий по возникновению публичных обязанностей и прав, служат восстановлению нарушенных либо оспоренных публичных прав.
Немаловажную роль играют международные средства защиты публичных прав. Данные способы неразрывно связываются с такими вопросами как место международной защиты в российском законодательстве, какие именно критерии и способы применяются для защиты, как именно соотносятся международные стандарты и принципы в Российской Федерации, и как они реализуются на практике.
Для защиты нарушенных публичных прав используются международные средства, которые подразделяются на материальные и нематериальные средства. Общим сходством между международными и внутригосударственными средствами защиты прав граждан является то, что государство является субъектом, который несет ответственность, именно на него возлагаются обязанности пресечь противоправные деяния, которые посягают на публичные права.
Таким образом, существует развитая система защиты нарушенных прав. Предусмотрена целая система мер по их защите, и не допущении нарушений.