Участие в арбитражном процессе государственных, муниципальных и иных органов – это участие в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, государственных, муниципальных и иных органов в арбитражном процессе для защиты публичных интересов или защиты прав и интересов иных лиц.
Формы участия в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов
С середины прошлого века арбитражное процессуальное законодательство предусматривало две возможные формы участия органов власти в арбитражном процессе по делам о защите чужих прав и интересов:
- обращение таких органов в арбитражный суд с заявлением в защиту прав и интересов иных лиц;
- вступление в уже инициированный арбитражный процесс органов власти для дачи заключения.
Арбитражный процессуальный кодекс 1995 г. исключил право государственных, муниципальных и иных органов вступать в уже начатый процесс для того, чтобы дать заключение по делу.
Согласно положениям ст. 53 действующего на сегодняшний момент Арбитражного процессуального кодекса 2002 г. в случаях, установленных федеральным законодательством, государственные и муниципальные органы, а также иные органы власти имеют право обратиться в арбитражный суд для защиты публичных интересов и прав и законных интересов других лиц.
В обращении должно содержаться указание на то, в чем именно выражается нарушение публичных интересов или прав и интересов иных лиц, которое выступает основанием для обращения государственного, муниципального органа или иного органа власти в арбитражный суд.
В том случае если в обращении не содержатся указания на то, в чем именно заключается нарушение публичных интересов или прав и интересов других лиц, или отсутствуют доказательства, которые подтверждают обстоятельства нарушения, исковое заявление может быть оставлено без движения. Если недостатки, отмеченные в определении об оставлении искового заявления без движения, не будут устранены в установленный срок, исковое заявление будет возвращено заявителю.
Орган, который обратился в арбитражный суд для того, чтобы осуществлять защиту публичных интересов, а также защиту прав и интересов иных лиц, пользуется процессуальными правами истца, а также несет его процессуальные обязанности.
При этом необходимо отметить, что отказ государственного, муниципального или иного органа власти, который инициировал обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов или защиту прав и интересов иных лиц, не лишает истца права требовать рассмотрение инициированного органом власти дела по существу.
Итак, действующее арбитражное процессуальное законодательство предусматривает две различные формы участия государственных, муниципальных и иных органов власти в арбитражном процессе:
- посредством возбуждения дела в защиту публичных интересов;
- посредством возбуждения дела в защиту прав и интересов иных лиц.
Здесь важно отграничивать иски, которые государственный орган, орган местного самоуправления, другой орган предъявляет в защиту публичных интересов и интересов других лиц, от исков, которые орган власти предъявляет как участник спорных материальных правоотношений.
Участие в арбитражном процессе органов власти в защиту публичных интересов
Право государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа обращаться с иском или заявлением в арбитражный суд арбитражным процессуальным законодательством связывается с двумя обстоятельствами:
- прямая регламентация такой возможности федеральным законодательством;
- необходимость защиты публичных интересов.
При этом арбитражным процессуальным законодательством категория публичных интересов не раскрывается. Однако ранее действующее законодательство и практика применения законодательства в рассматриваемой сфере позволяет говорить о том, что публичным интересом выступает государственный интерес, который становится общественным, а именно:
- государственный интерес в правоотношениях, где государство выступает как публично-правовое образование;
- когда государство участвует в частноправовых отношениях, которые существенно влияют на реализацию публично-правовой функции.
Таким образом, государственный интерес становится публичным, когда он связывается с защитой основ конституционного строя, здоровья населения, нравственности, прав лиц, которые не являются участниками спорного правоотношения, а также в случаях необходимости обеспечения обороны и безопасности страны.
Так, в частности, к интересов нарушению публичных можно отнести случай, когда принят нормативный правовой акт, который затрагивает права и свободы лиц в области предпринимательской и другой экономической деятельности: государственный орган, орган местного самоуправления, другой орган может обратиться в арбитражный суд в случае нарушения нормативным правовым актом прав физических и юридических лиц в области предпринимательской и другой экономической деятельности.
Участие в арбитражном процессе органов власти в защиту прав и законных интересов других лиц
Положениями арбитражного процессуального кодекса предусматривается возможность государственного органа, органа местного самоуправления, другого органа как организации обратиться в арбитражный суд в защиту прав и интересов иных лиц.
Возможность инициирования процесса органом власти в рассматриваемом случае связывается с прямой регламентацией такой возможности арбитражным процессуальным или иным федеральным законодательством.
Так, в частности, арбитражным процессуальным законодательством предусматривается возможность инициировать процесс в защиту прав и интересов иных лиц по делу о защите прав и интересов группы лиц. Федеральным законодательством об основных гарантиях прав ребенка предусматривается возможность органа, который обеспечивает реализацию мероприятий в сфере образования, воспитания, социального обслуживания и защиты и пр. в отношении ребенка, обратиться в арбитражный суд в том случае, если здоровью и имуществу ребенка причинен вред.