Общие признаки правотворчества
Правотворчество представляет собой комплекс действий органов, наделенных полномочиями по подготовке и изданию правовых актов и их кодификации.
Признаки правотворчества как одной из правовых форм деятельности государства:
- официальный характер;
- осуществление органами, имеющими специальные полномочия;
- правотворческие полномочия реализуются в рамках специальной процедуры, регулируемой нормами процессуального права;
- результатом является правовой акт;
- направлена на нормативное регулирование отношений;
- при осуществлении используются приёмы юридической техники.
Основная цель правотворческой деятельности:
- разработка и принятие правовых актов;
- восполнение пробелов в законодательстве;
- официальная систематизация и кодификация законодательства.
Правотворчество нельзя смешивать с правообразованием, которое включает исследование потребности в правовом акте, оценку целесообразности и последствий его принятия.
Признаки отдельных видов правотворчества
В зависимости от субъекта правотворчества выделяют:
- народное правотворчество;
- правотворчество государственных органов,
- правотворчество негосударственных организаций;
- судебное правотворчество.
Народное правотворчество предполагает принятие правовых актов на референдуме. Законопроект, выносимый на референдум, готовится специализированными органами, так же, как и обычный закон. Основное отличие в процедуре принятия. Принимаемые правовые акты наделены высшей юридической силой.
Правотворчество государственных органов может быть подразделено на законотворчество и создание подзаконных актов. Процесс правотворчества органов законодательной власти получила название законотворчества. Законотворчество - правотворческий процесс органов законодательной власти государства результатом которого является принятие нормативно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.
Признаки законотворчества:
- осуществляется органами законодательной власти;
- имеет сложную многоэтапную процедуру;
- создаваемые правовые акты имеют высшую юридическую силу.
В процессе подзаконного правотворчества, наделенные соответствующей компетенцией субъекты исполнительной власти создают нормативные акты, направленные на уточнение и исполнение положений законов.
Признаки подзаконного правотворчества:
- осуществляется органами исполнительной власти;
- направлено на детализацию и конкретизацию уже принятых и вступивших в силу законодательных актов.
Правотворчество негосударственных организация представляет собой выработку и принятие локальных правовых актов, определяющих вопросы создания и функционирования этих организаций, а также их правовой статус.
Признаки правотворчества негосударственных организаций:
- направлены на регулирование внутрихозяйственной деятельности;
- распространяются только на те правоотношения, которые складываются в рамках самих организаций
- должны соответствовать нормативным актам, изданным государством;
- могут приниматься в пределах полномочий руководителей негосударственных организаций.
Судебное правотворчество – выработка, изменение, отмена правовых норм судами в рамках осуществления ими правосудия, как специальной процедуры.
Признаки судебного правотворчества:
- имеет вспомогательный по отношению к основной функции судов характер;
- осуществляется непосредственно в рамках судебной процедуры, привязано к ней;
- обусловлено характером рассматриваемого судебного спора;
- акт судебного правотворчества не может противоречить закону;
- инициируется не самим судом, а сторонами, участвующими в судебном разбирательстве.